Великий русский ученый — психофизиолог Алексей Ухтомский в далеком 1911 году разработал учение о доминанте как одной из фундаментальных особенностей работы головного мозга. В своих исследованиях он выявил, что в процессе жизнедеятельности одни функции мозга становятся более важными и выраженными за счет преобразования и угнетения других.
Кто раб, а кто гражданин. Где добро, а где зло
Открытый А. Ухтомским психофизиологический феномен оказался универсальным не только для деятельности мозга человека, но и для его личностных целеустремлений и поведения. Оказалось, что принцип доминанты может стать ключевым в процессе формирования личности человека. Если цели, мотивы, ценностные ориентации человека конструктивны, созидательны и овладевают им целиком, то все другие влияющие на него силы, независимо от их модальности, будут только усиливать генеральную, доминирующую в нем идею и в конечном итоге помогут достичь её, то есть того, к чему он стремился. Именно так, преодолевая трудности и невзгоды, человек превращается в высокого профессионала и достойного гражданина своей страны или члена общества, в котором он живет. Но если устремления человека низки, а его желания не просто мелочны, но сильны своей деструктивностью, то принцип доминанты действует с точностью до наоборот. Тогда все благие намерения направить человека в «правильное русло» лишь усилят и ускорят его главную доминанту — саморазрушение.
Мы часто не задумываемся о том, что общество состоит из конкретных личностей — носителей базовых и инструментальных ценностей, каждая из которых может стать конструктивной и полезной или же разрушительной, несущей горе и страдания как самому человеку, так и обществу, в котором он живет. Следовательно, принцип доминанты может быть распространён и на особенности общественного развития. Если идеологическая надстройка общества объективна, конструктивна, созидательна; если цели, которые оно ставит перед собой, позволяют ей развиваться, крепнуть, строить мощную экономику, выстраивать социально ориентированные и справедливые отношения со своими членами, то все другие вызовы, даже самые негативные и опасные, будут в конечном итоге преодолены, а их разрушительная сила преобразована в новый мощный импульс развития доминантной — овладевшей умами народной идеи.
Но если общество, страна, государство зациклилось на доминанте зла, то и добро в нем будет служить злу, усиливая его и уничтожая себя.
Сегодня, когда Отечественная война закончилась великой победой Азербайджана и капитуляцией Армении, было бы интересно рассмотреть доминанты общественного развития, которые эти два государства сформировали. И если всё вышесказанное применимо и к нам, и к ним, то что привело стоящую на краю пропасти страну к победе, а страну, оккупировавшую соседа, к катастрофе?
Пресловутая роль личности в истории
Начнем, пожалуй, с нас. Считается, что главным движущим фактором общественного развития в нашей стране на определенное время стал Карабах. Это правда, но лишь отчасти. Да, Карабах как вопрос номер один всегда остается и, думаю, еще долгое время будет оставаться в центре внимания, но доминантой, центральной идеей нашего народа являются независимость, целостность и государственность, приобретение, сохранение и развитие которых без Карабаха невозможно. Иными словами, нашей доминантой (по Ухтомскому) является создание независимого, сильного государства Азербайджан, а Карабах — один из фундаментальных источников этой силы. Его боль и страдания, его культура и философия, красота, историческая значимость и многое другое питали, взрастили и обеспечили фундамент менталитета нашего народа, тонкости архетипических нитей, связывающих наше прошлое с настоящим и будущим.
История подарила нам такого человека. Им стал Гейдар Алиев, который лучше, чем кто-либо другой, смог выразить и отразить главную, доминантную идею азербайджанского народа — сохранение и развитие государственности, которую волею судеб мы обрели второй раз за одно столетие.
Посмотрите, 20 января 1990 года он во всеуслышание заявляет о преступлении против мирных бакинцев со стороны центральных властей СССР и тем самым доносит до мировой общественности правду о трагедии в Азербайджане; в 1991 году впервые в Нахчыване поднимает трехцветный флаг Азербайджана; встав у руля власти в 1993 году, сразу прекращает начавшуюся братоубийственную войну; спустя несколько месяцев добивается заключения договора о прекращении огня в Карабахе; используя затишье на фронтах, добивается подписания Контракта века в 1994 году, превращая Азербайджан в один из центров мировой нефтедобычи; через два года, в 1996-м, одерживает блестящую дипломатическую победу в Лиссабоне, юридически закрепляя территориальную целостность страны; в том же году отменяет смертную казнь и начинает переговоры о вступлении в СЕ; в 1998 году подписывает легендарные протоколы о создании нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан; в 2001 году вступает в СЕ; в 2002 году начинает строительство исторического нефтепровода; в 2003 году он в своем политическом завещании пишет: «Я верю ему (И. Алиеву), как самому себе!», обеспечивая стабильность и преемственность государственной власти. За десять лет ему удалось сделать главное: он смог начать трансформацию боли и унижения за Карабах в созидательную силу строительства государства. Иными словами, он в точном соответствии с принципом доминанты вобрал в себя и сублимировал очаг раздражения, боли в доминирующий центр укрепления государственности Азербайджана.
Им восхищаются и друзья, и враги
А сколько пытались начиная с 2003 года повлиять на тогда еще молодого и только избранного президента Ильхама Алиева отказаться от наследия отца, как уже устаревшего и ненужного. Тогда, в далеком 2003-м, мало кто представлял потенциал Алиева-младшего, но именно тогда он совершил свою первую великую победу, когда смог устоять перед неимоверным давлением и отстоять отцовский курс на усиление государственности.
Теперь уже он — Ильхам Алиев, продолжая этот вектор развития страны, начал добиваться такой генерализации активности по укреплению государства, что даже враги и недруги вынуждены были признать его успехи. Конечно, они продолжают давить, прибегают к шантажу и угрозам, но президент И. Алиев строит крупнейший энергетический проект Европы — Южный газовый коридор; они принуждали нас к несправедливому миру, а президент И. Алиев добивался принятия международными организациями одна за другой резолюций в нашу пользу; нас пытались учить, а он дает в Мюнхене мастер-класс защиты национальных интересов страны; они пытались сделать нас закрытой от всех страной, а президент И. Алиев превращает Азербайджан в международный транспортный узел; хотели столкнуть нас с Турцией, Россией, США, Ираном, превратив в изгоев, а мы сегодня как никогда близки с братской Турцией, стратегические партнеры с Россией, имеем высокий уровень сотрудничества с США, дружим с Израилем, осуществляем совместные проекты с Ираном и руководим самой большой после ООН в мире Организацией стран неприсоединения.
Давление только усилило нас, а наши страдания придали еще большую силу нашей главной идее — строительству мощного и сильного Азербайджана. Именно поэтому победа в войне — это не только возвращение Карабаха, это и усиление нашей государственности. Боль и слезы азербайджанцев, сила духа шехидов и героев, народная воля и его единство позволили президенту И. Алиеву сформировать энергетический накал патриотизма такой мощности, что освобождение города Шуша стало лишь началом нового этапа развития государственности Азербайджана. Теперь освобожденный Карабах, 27 лет несший в себе под оккупацией угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, обеспечивает переход Азербайджана на новый уровень государственности, ставя его в один ряд с ведущими странами мира.
И последняя пресс-конференция президента И. Алиева — яркий тому пример.
Думаю, все — и друзья, и враги — восхищались тем, что видели с экранов на протяжении четырех часов: интеллект, эрудиция, безупречная речь на четырех языках, высочайший уровень дипломатии и культуры, смелость, непоколебимая решимость в отстаивании национальных интересов и, конечно же, глубокая сила духа. Это сила Президента, вобравшая в себя силу народа, его веру и поддержку, к которой теперь тянутся, как и следует из принципа доминанты, все, ибо сам Азербайджан теперь уже доминанта!
Крушение векового «армянского вопроса»
А сейчас поговорим об Армении. Как ни странно это звучит, но у Армении хоть и есть государство, никогда не было доминанты государственности. Доминирующим мотивом поведения был, есть и, к сожалению, остаётся мифический образ нации-мученика, которую все должны жалеть и которую почему-то все хотят обидеть, изжить и даже уничтожить. Я уже писал об армянском политическом мазохизме, явлении, абсолютно реальном, созданном и внедренном в умы армянского народа в качестве инструмента управления им и влияния на него. К огромному сожалению, этот жестокий «эксперимент» не просто изменил архетипическую текстуру ментальности армянского народа, но и сформировал четкую, сильную и практически неизменную доминанту поведения всего армянства.
Начиная с событий 1915 года всё, что бы ни делали армяне: создание диаспоры, возникновение Армении, оккупация Карабаха, Ходжалинский геноцид, этнические чистки, разрушение до основания захваченных городов и сел, создание моноэтнической нации, «бегство» в Европу, предательство России и Ирана, сегодняшняя борьба за власть — направлено на раскручивание и усиление только одной доминанты — образа жертвы, борющейся с врагами. А это не имеет ничего общего с истинной государственностью и интересами армянского народа. Доминанта зла поглотила все доброе, что есть в Армении, превратив каждого в отдельности и всех вкупе в своеобразных зомбированных жертв, которые, где бы ни находились, что бы ни делали, несут дух ненавистничества, вражды и неприятия ко всему турецкому и азербайджанскому.
Сегодня горькие плоды этой ненависти пожинает вся Армения и все армяне, потерявшие тысячи бессмысленно погибших на войне сограждан, которые с десятками тысяч искалеченных телом и душой молодых людей навсегда покрыли себя позором поражения и капитуляции. Казалось бы, наконец, наступило то время, тот исторический момент, который позволил бы армянам понять и избавиться от губящей их доминанты зла, оккупации чужого, ксенофобии, азербайджано- и тюркофобии, но нет — этого не происходит. Поражает, как, проиграв войну, потеряв всё, они под видом стройматериалов вновь пытаются отправить молодых ребят в Карабах. При этом обманывают самих молодых людей, их родителей, миротворцев, весь мир и вновь шлют на войну своих юнцов, словно получают от этого какое-то дьявольское удовольствие. Беда в том, что они не могут принять коллективной ответственности за произошедшее с ними, перекидывая ее то на премьера, то на начальника генерального штаба, то на президента, то на народ, не понимая, что виноваты все.
Виноваты, поскольку вместо формирования доминанты государственности самой Армении, предполагающей строительство общего кавказского дома, процветания всего региона и добрососедства, пошли на поводу балаянов, кочарянов, саргсянов и других детоубийц и занялись преступным лжестроительством «государственности арцаха».
Виноваты, ибо найдя в себе последние силы и сбросив миацумистов-коррупционеров в 2018 году, не смогли воплотить в жизнь народные чаяния и продались Соросу и ему подобным, превратившим Армению из политического инструмента влияния в политическую проститутку, отдающую себя без разбора любому западному клиенту за деньги.
Виноваты потому что вместо принятия предложений И. Алиева по налаживанию мирной жизни, развитию инфраструктуры региона и добрососедству, которые мы, в принципе, должны слышать от армянских политиков, они пытаются вновь поднять флаг реваншизма и окончательно уничтожить армянскую государственность.
А может, в этом и заключается историческая ирония, что сегодня действительным выразителем интересов армянского народа становится президент Азербайджана Ильхам Алиев. Ведь его идеи экономического возрождения Армении, мирного сосуществования и взаимной интеграции, которые должны были бы озвучиваться армянскими политиками, это та новая доминанта, которая поможет Армении не упасть в пропасть, к краю которой она сама себя подвела.
Нация, не способная преодолеть кризис, не способная найти в себе силы не посылать тайком детей на смерть, не драться за власть, а сформировать в себе мощную доминанту истинного государственного строительства, обречена потерять государственность. Будем надеяться, что армянский народ сможет уйти от доминанты зла к доминанте добрососедства и истинной государственности. Мы всегда были в этом заинтересованы, и тогда мир и спокойствие, развитие и прогресс придут в наш общий кавказский дом.