Киев — Принятое в прошлом месяце Владимиром Зеленским решение о закрытии трех телевизионных каналов, связанных с имеющим тесные связи с Кремлем украинским политиком и мультимиллионером, порождает надежды на то, что украинский президент готовится к более масштабной атаке на влиятельных олигархов страны.
Решение Владимира Зеленского в прошлом месяце закрыть три телеканала, связанных с политиком-мультимиллионером, близким к Кремлю, вселило надежду на то, что украинский президент готовится к более серьезным крутым мерам против могущественных олигархов страны.
Эти промосковские телеканалы были отключены от эфира за распространение российской «дезинформации». Их владельцем являлся партнер Виктора Медведчука, олигарха, который гордится тем, что является крестным отцом одной из дочерей российского президента Владимира Путина. Спустя несколько дней после закрытия вещание трех телеканалов активы Медведчука были заморожены, а на нефтепровод другого его партнера был наложен арест.
Эти атаки на Медведчука, — по данным международных обозревателей, он контролировал закрытые телеканалы через поставных лиц, используя свое влияние на их владельца Тараса Козака, — представляют собой, по мнению бывших советников и аналитиков, наиболее важный политический сдвиг с момента победы Зеленского на президентских выборах в 2019 году. А направлен он в том числе на то, чтобы завоевать расположение администрации Байдена.
«Это очень серьезная игра и очень смелый шаг… Речь идет об очень влиятельных людях», — сказал Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии, а в настоящее время советник Зеленского. — Люди ждут от Зеленского выполнения обещаний… Если вы хотите изменить правила игры, то нужно с ними бороться«.
Представители администрации Зеленского намекнули, что готовятся более масштабные меры.
«Будут еще шаги — поверьте мне, будут еще шаги… вы увидите все больше и больше интересных [действий]», — сказал в телевизионном интервью после объявления о санкциях в отношении Медведчука Алексей Данилов, главный человек в команде президента по вопросам национальной безопасности.
Зеленский, бывший комический актер, был избран президентом, поскольку пообещал «сломать систему» государственной власти, захваченной горсткой олигархов, однако до последнего времени он отказывался с ними бороться.
Приватбанк, крупнейший кредитор Украины, принадлежавший Коломойскому и его деловому партнеру, должен был быть национализирован в 2016 году и рекапитализирован в размере 7% украинского объема производства после того, как регуляторы обнаружили дыру в его счетах в размере 5,5 миллиарда долларов.
Коломойский и его телеканалы поддерживали предвыборную кампанию Зеленского, и сегодня этот миллиардер может рассчитывать на лояльность десятков депутатов парламента, которые номинально являются членами президентской партии.
Однако на прошлой неделе Национальное антикоррупционное бюро Украины выдвинуло обвинения против трех бывших руководителей Приватбанка, после чего возникли ожидания, что следующими в этом списке могут оказаться Коломойский и его партнеры.
Предпринятые действия, скорее всего, будут положительно восприняты новой американской администрации. В отношении Коломойского ФБР проводит расследование, целью которого является установление каналов вывода активов через коммерческие и промышленные организации. Медведчук, который является также лидером крупнейшей на Украине пророссийской политической партии, с 2014 года находится под американскими санкциями за подрыв «безопасности, территориальной целостности и демократических институтов» Украины.
«В этом отношении давление со стороны Соединенных Штатов очень помогает… а поступающие из Вашингтона сигналы свидетельствуют вот о чем: к некоторым вещам раньше было терпеливое отношение, но больше этого не будет», — добавил Саакашвили.
Связанные с Медведчуком телеканалы подвергали резкой критике Зеленского с момента его прихода к власти в 2019 году, что вызывало снижение рейтинга его популярности.
Александр Данилюк, бывший министр финансов, поработавший также в 2019 году некоторое время в качестве главы СНБО в команде Зеленского, считает, что президент отказывался раньше от жестких действий в отношении Медведчука, поскольку «боялся навредить» попыткам добиться мира с Россией.
«Однако полтора года, в течение которых Зеленский предпринимал решительные меры, испытывая готовность России покончить с войной, не принесли никаких ощутимых результатов», — отметил Адриан Каратницкий (Adrian Karatnycky), старший научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council).
«Нападая на Медведчука и на российскую пятую колонну, Зеленский реагирует на явную и непосредственную угрозу в области национальной безопасности, а также использует быстрое, ощутимое средство для ее нейтрализации», — добавил он.
Партия Медведчука, а также лояльные Коломойскому члены парламента блокирует реформы, имеющие ключевое значение для получения многомиллиардной помощи от МВФ, Соединенных Штатов и Евросоюза. Эти две группировки объединили силы в прошлом году для сохранения решений Конституционного суда, которые грозят свести на нет работу антикоррупционных агентств и заблокировать важнейшие экономические реформы.
«Зеленский понял, что может потерять политическую власть, что его контроль — всего лишь иллюзия, поэтому ему нужно что-то делать», — сказал Данилюк.
Президент Украины подталкивает парламент к реформе слабо контролируемой судебной системы страны, в которой получающие низкую заработную плату и коррумпированные судьи используются богатыми и влиятельными людьми, которые преследуют свои деловые и политические интересы.
Однако его партия, которая формально имеет полное правящее большинство, сталкивается с трудностями, пытаясь получить необходимое количество голосов для одобрения реформ.
«Они блокируют те изменения и то соглашение с МВФ, которые поддерживает президент», а также «растрачивают его политический капитал», отметил человек, знакомый с отношениями Зеленского с олигархами.
«Зеленский победил на выборах, поскольку избиратели считали его политическим аутсайдером», — подчеркнула Мария Золкина (Maria Zolkina), аналитик расположенного в Киеве фонда «Демократические инициативы» (Democratic Initiatives Foundation).
«Все то, что он сегодня делает, является попыткой вернуть свой первоначальный имидж, на основе которого он может построить кампанию по своему переизбранию. Чтобы получить шанс, ему нужны громкие дела для демонстрации того, что он ведет борьбу со старой гвардией», — добавила она.
По мнению Дарьи Каленюк (Daria Kaleniuk) из Центра противодействия коррупции Antac, действия против Медведчука — это «огромный и позитивный сюрприз».
«Однако я не уверена в том, что президент готов вести полномасштабную войну против всех олигархов. Для этого ему нужно избавиться от печально известных людей в своей команде, а также провести перезагрузку судебной системы», — сказала она. По ее мнению, корыстные интересы людей внутри его администрации мешают проведению подобных реформ.