Говоря о самых известных сладостях Германии, нельзя не упомянуть мармеладных мишек. Речь о мармеладе в форме мишек размером около 1,5 сантиметров разнообразных цветов и вкусов. В 2020 году семейное предприятие Haribo, которое изобрело и сосредоточилось на продаже мармеладных мишек, отметило свое 100-летие. Слоган компании «Детям, взрослым повезло — всем на радость Haribo» знаком каждому немцу. В настоящее время не только дети любят жевательные конфеты в форме милых медведей, но и многие взрослые пристрастились к их свежему фруктовому вкусу и упругости при жевании. Я, возвращаясь домой в Китай, каждый раз беру по несколько пачек мармеладных мишек, чтобы раздать их детям родственников, а также часто покупаю себе упаковку мармелада при походе в супермаркет, а потом съедаю ее дома перед телевизором или во время написания статьи, чувствуя себя более расслабленным и счастливым. Но есть и неприятности у компании: в 2020 году единственный завод по производству мармеладных медведей Haribo в восточной Германии закрылся из-за новой эпидемии коронавирусной пневмонии, что заставило местных жителей чрезвычайно страдать.
Люди установили «памятник», тоскуя по фабрике мармеладных мишек
За год, прошедший с начала эпидемии новой коронавирусной пневмонии, туристическая отрасль Германии почти прекратила свою деятельность. Хотя продажи мармеладных мишек в качестве снека в супермаркетах увеличились, но их реализация в качестве туристических сувениров в таких местах, как аэропорты, вокзалы и станции, совсем снизилась. В конце прошлого года Haribo закрыла свой филиал в Вилькау-Хаслау в федеральной земле Саксония из бюджетных соображений, и 150 сотрудников фабрики остались без работы до апреля этого года.
Этот небольшой городок с населением всего 10 тысяч жителей имеет долгую традицию производства сладостей. Фабрика была выкуплена Haribo после объединения ФРГ и ГДР и стала единственным производителем мармеладных мишек в восточной Германии. В последние годы одна треть местного торгового налога поступает от мармеладных мишек. Поэтому людям трудно принять решение компании о закрытии фабрики, будь то с экономической точки зрения или с позиции эмоций.
После объявления о прекращении работы завода местные жители неоднократно устраивали акции протеста и выражали свое недовольство с помощью плакатов с такими лозунгами, как «Мармеладные мишки должны остаться на востоке». Они также использовали разные по размеру плиты и камни, чтобы сделать «памятник» мармеладному мишке, а в темное время суток зажигали фонари на площади, выстраивая их в форме медведя. Федеральное агентство занятости Германии и Саксонский Ландтаг активно продвигают процесс переговоров о приобретении фабрики мармеладных мишек другой известной немецкой кондитерской компанией и приеме на работу старых сотрудников.
Ежедневное производство — сотни миллионов штук, годовая производственная мощность превышает длину земной орбиты в 7 раз
В 1920 году кондитер Ханс Ригель-старший открыл в Бонне собственную кондитерскую мастерскую, где из первоначальной утвари были только плита, медный котел, миксер, мраморная доска и мешок с сахаром. Ригель взял первые две буквы из каждого из трех слов своего имени, фамилии и названия города и создал бренд Haribo. Два года спустя Ханс изобрел фруктовые мармеладные конфеты, вдохновленные цирковыми «танцующими медведями». Это был прототип формы мармеладного мишки, который в будущем стал всемирно известным.
После Второй мировой войны вся Германия погрязла в экономическом кризисе и чувстве вины за войну. Людям нужны были сладкие конфеты, чтобы иметь надежду на счастливую жизнь. Мармеладные мишки стали одним из самых популярных товаров в то время. В 1960-х «танцующие мишки» были официально переименованы в «золотых мишек». В 2007 году на мордочке каждого медведя появилась улыбка. Мармеладные мишки олицетворяют в Германии «детское счастье». В немецких супермаркетах упаковка 200 граммов жевательных сладостей стоит около 1 евро (примерно 7,8 юаней).
Сейчас у Haribo более десяти заводов в Европе, а ее продукция продается более чем в 100 стран. Только в Германии Haribo производит более 300 разновидностей конфет, что составляет почти 60% рынка мармелада. Однако статус мармеладных мишек пока не пошатнули другие продукты.
До эпидемии Haribo производил около 160 миллионов мармеладных мишек каждый день, а мармеладные мишки, произведенные за год, могли бы выстроиться вдоль орбиты Земли 7 раз. В каждой упаковке можно найти жевательные конфеты шести цветов — красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый и белый — или шесть вкусов — малины, клубники, апельсина, лимона, яблока и ананаса, каждый из которых окрашен натуральными фруктовыми экстрактами, а содержание натурального сока в каждой мармеладке превышает 20%, поэтому они очень полезны. По случаю чемпионата Европы по футболу 2008 года и чемпионата мира по футболу 2014 года Haribo выпустила черную, красную и желтую версию мишек, олицетворяющих немецкий флаг, а также версию «для болельщиков» с шестью новыми цветами. Кроме того, мармеладные мишки также доступны в вегетарианской версии, где вместо желатина, выделяемого из костей животных, используется пектин, чтобы сохранить эластичность мармелада.
Дети меняют собранные желуди на мармелад
С 1936 года дети в Бонне каждую осень ходят в лес за каштанами и желудями и обменивают эти дикие плоды на мармеладных мишек на местной фабрике Haribo. Собранные желуди и каштаны после этого будут использоваться в качестве корма для диких животных. Этот гениальный маркетинговый проект осуществляется непрерывно на протяжении десятилетий и является не только важной традицией компании, но и одним из видов времяпрепровождения родителей и детей, пользующихся большой популярностью в немецких семьях. С 2018 года штаб-квартира Haribo переехала в Графшафт в федеральной земле Рейнланд-Пфальц, поэтому также было изменено место проведения мероприятия.
Также есть некоторые люди, которые используют разноцветных мармеладных мишек в качестве материалов для художественного творчества. Чтобы занять пустые рамки от картин, Йоханнес Кордес, галерист из Нюрнберга, собственноручно собрал на верстаке узор из мармеладных мишек и выставил несколько готовых картин в витрине для демонстрации. Он не ожидал, что через несколько дней все «картины» будут проданы. После этого он использовал мармеладных мишек для воссоздания шедевров таких художников, как Леонардо да Винчи и Энди Уорхол, портретов покойных звезд, таких как Мэрилин Монро, и мультипликационных героев из фильмов Дисней. На создание такого рисунка уходит от 4 до 10 дней, и на него расходуются тысячи мармеладных мишек разных цветов. После сортировки конфет по цвету, приклеивания на холст и окрашивания и, наконец, покрытия лаком для защиты, работа может храниться в течение длительного времени. Картины из мармеладных мишек продаются очень хорошо, и компания Haribo даже специально спонсировала художника 500 килограммами мармелада, чтобы продемонстрировать свою поддержку этой идее.