Министр внутренних дел Микаэль Дамберг, не афишируя это, побеседовал об организованной преступности, терроризме и экстремизме с российским коллегой Владимиром Колокольцевым, чье имя значится в санкционном списке США в связи с российскими кибератаками и преступлениями против международного права
Svenska Dagbladet уже рассказывала о тайных встречах между представителями шведских и российских властей при правительстве Лёвена уже после начала войны на Украине и незаконной аннексии Россией украинского Крымского полуострова в 2014 году — за полгода до смены правительства в Швеции.
Еще одной такой встречей на высоком политическом уровне, которую шведская сторона предпочла не афишировать, стала беседа Микаэля Дамберга (Mikael Damberg) с Владимиром Колокольцевым в Стокгольме в феврале 2020 года во время конференции, посвященной безопасности дорожного движения. Впервые в истории встретились шведский и российский министры внутренних дел.
«О некоторых встречах мы сообщаем, о других — нет, но это не тайна. Информацию всегда можно получить по запросу», — написал пресс-секретарь Дамберга Пер Стрэнгберг (Per Strängberg) в ответ на запрос Svenska Dagbladet.
У Владимира Колокольцева за плечами долгая карьера в полиции. В 2009 году его назначили начальником главного управления внутренних дел Москвы, и на этой должности он подавлял протесты против фальсификаций на президентских выборах 2012 года. Тогда сотни оппозиционеров были задержаны и отправлены в тюрьму по обвинению в преступных действиях.
Через две недели Владимир Путин назначил его главой Министерства внутренних дел. Сейчас он также занимает особое положение генерала полиции Российской Федерации, и он — высший руководитель 900 тысяч полицейских.
В 2018 году имя Колокольцева внесли в санкционный список американского министерства финансов. Средства Колокольцева, а также семи российских олигархов и 16 правительственных чиновников, которые, как считается, наживаются при поддержке путинского режима, были заблокированы. Причина — действия России в Крыму, а также российские кампании влияния и кибератаки на Западе.
По словам пресс-секретаря, Микаэлю Дамбергу было хорошо известно о прошлом Колокольцева, когда назначалась встреча. «Да», — ответил Пер Стрэнгберг.
Svenska Dagbladet: Повлияло ли это на решение провести встречу?
Пер Стрэнгберг: Нет, Колокольцев был на международной конференции по дорожному движению, а встреча с Дамбергом происходила на ее полях.
По запросу Svenska Dagbladet документы, касающиеся встречи Дамберга и Колокольцева, были рассмотрены на предмет секретности и отчасти предоставлены газете. Согласно письму из МИД, встреча состоялась по инициативе российской стороны, высказанной россиянами незадолго до начала конференции.
«Министр Колокольцев хотел бы провести двустороннюю встречу с министром внутренних дел Дамбергом. Как нам это устроить?» Такое письмо от сотрудника отдела МИД, занимающегося вопросами России, пришло в отдел ЕС шведского министерства юстиции.
«Встречи, которые приходится организовывать в короткие сроки, — обычное дело, и они часто бывают необходимы. Министр внутренних дел был хорошо подготовлен», — утверждает пресс-секретарь Пер Стрэнгберг.
В беседе, состоявшейся тремя неделями позже, помимо самого Дамберга, участвовали шесть сотрудников министерства. Владимир Колокольцев прибыл на деловой завтрак в правительственный квартал «Бьёрнен» в сопровождении посла России Виктора Татаринцева и пяти сотрудников.
Содержание беседы Дамберга с Колокольцевым было опубликовано на сайте российского Министерства внутренних дел сразу же после встречи.
Беседа представлена как успешная. По версии, которую можно найти в открытом доступе на сайте российского МВД, «российский министр подчеркнул востребованность диалога и практического взаимодействия со шведской стороной по линии правоохранительных органов. Особый акцент был сделан на таких актуальных вопросах, как противодействие организованной преступности, борьба с незаконной миграцией и наркоторговлей, антитеррористическая деятельность».
Записи беседы, полученные Svenska Dagbladet от сотрудников МИД, из соображений безопасности отчасти цензурированы, но рисуют примерно такую же картину.
Микаэль Дамберг рассказал, что у Швеции есть проблемы с организованной преступностью в контексте наркоторговли, причем половину всех преступлений совершают международные группировки. Он объяснил, что шведской полиции нужны «новые инструменты борьбы с преступлениями». Терроризм Дамберг описал как «ощутимую угрозу для Швеции», исходящую как от исламистских, так и от правоэкстремистских группировок.
По словам министра внутренних дел, «в Швеции сильное правоэкстремистское движение, для чего есть исторические причины», в Швеции легко получить доступ к оружию, а группировки тесно связаны как с другими скандинавскими странами, так и с правыми экстремистами в США и России. Шведское правительство очень серьезно относится к тому, что «правые экстремисты ездят на милитаризированные учения в Россию». Что ответил российский министр, газете Svenska Dagbladet не сообщили.
Владимир Колокольцев на встречи подчеркнул, что считает приоритетной борьбу с «терроризмом и экстремизмом», а для этого необходим оперативный информационный обмен между странами. По мнению российского министра, страны, находящиеся на одном континенте, должны сотрудничать, иначе «им не выжить».
Критику шведов по поводу российских действий на Украине и в Крыму Колокольцев отверг в общих словах, заявив, что «современный мир хрупок» и что нельзя «зацикливаться на Полтавской битве». Вместо этого можно двигаться дальше, а для этого следует «больше разговаривать».
«Колокольцев — профессионал, который отвечает за внутреннюю безопасность России. Похоже, он отчитал Дамберга и потребовал, чтобы тот прекратил свою критику. Что-то вроде: поговори об этом с кем-нибудь другим. Что эта встреча дала правительству, непонятно. Дамберг говорил обо всем подряд. Выглядит довольно непрофессионально со стороны шведов», — прокомментировало лицо с большим опытом международной полицейской работы.
Ранее в Svenska Dagbladet эксперт по разведке профессор Вильхельм Агрелль (Wilhelm Agrell) предостерегал, что контакты с представителями России для Швеции могут быть рискованными. «Если кто-то и умеет хорошо вести такую игру, так это Россия. Я бы не рассчитывал, что Швеция справится с этой задачей на уровне россиян».
Микаэль Дамберг сказал Svenska Dagbladet, что «важно встречаться с представителями официальной России, несмотря на то, что по многим вопросам у нас разные точки зрения». «Швеция заинтересована в сотрудничестве с Россией, например, в области права и профилактики преступности». Также это дает шведскому правительству возможность высказать свою позицию относительно поведения России на Украине и по поводу прав человека в самой России, что мы и сделали во время встречи, добавил министр внутренних дел.
Другие встречи с советниками Путина
Члены правительства Лёвена в последние годы несколько раз встречались с представителями России, не афишируя это.
Например, несколько шведских политиков встречались с бывшим агентом КГБ Сергеем Ивановым, ранее министром обороны России, а ныне советником Владимира Путина и членом Совета безопасности.
В 2020 году в Москве Иванов встречался с главой шведского МИД Анн Линде (Ann Linde), в 2017 году в Москве — с заместителем Лёвена по иностранным делам Хансом Дальгреном (Hans Dahlgren), ныне министром по делам ЕС, а в Стокгольме в 2019 и 2020 годах — с Карин Валленстен (Karin Wallensteen).
По словам самого Иванова, после пока что единственной встречи Лёвена и Путина, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 2019 году, он все больше и больше вовлекается в отношения со Швецией.
До российской аннексии Крыма в 2014 году он тоже несколько раз участвовал в открытых встречах со шведскими министрами как из социалистического, так и из коалиционного правительства.