Если Финляндия обратит свой взор на восток примерно через сотню лет, вероятно, там по-прежнему будет Россия или какое-то русское государство. Если повезет, Финляндия по-прежнему будет на своем месте и продолжит спорить о том, как ей следует относиться к восточному соседу. Хороший рецепт в отношениях с Россией на данный момент и на будущее — ясность и последовательность.
В начале весны в отношениях Финляндии и России появилось кое-что новое. Россия предложила поставлять в Финляндию вакцину от коронавируса. Предложение интересное, но общей картины оно не изменит.
В последние месяцы Россия общалась с Западом очень строгим тоном — такое от Кремля услышишь нечасто. Президент Владимир Путин и его властное окружение бросают все силы на то, чтобы обеспечить себе статус и богатство — любыми способами. В то же время официальная Россия требует относиться к себе как к великой державе.
Все это напоминает Советский Союз — с одним грандиозным отличием. Сейчас россияне сами строго критикуют своих руководителей и требуют демократии. Недовольство не было вызвано коронавирусом и не исчезло за время пандемии. Раньше недовольные россияне молчали и хором кричали «Ура!» по приказу.
Вероятно, в Кремле начали судорожно прикидывать, что его ждет впереди. Как сохранить награбленное? Должно быть, Кремль будет придерживаться прошлой стратегии. Главных противников будут отравлять или арестовывать. Неважно, кто поверит России, достаточно, чтобы все боялись.
Реакция Финляндии на отравление и арест лидера оппозиции Алексея Навального вряд ли имеет большое значение для России, но она важна для самой Финляндии. Это имеет значение и для союза, в который входит Финляндия, — ЕС.
Как и другие страны Евросоюза, Финляндия придерживается правил открытой демократии и продвигает их и в международных отношениях. Не все члены ЕС соблюдают общие предписания, но Финляндия их все же придерживается. Это важно для образа ЕС и его членов в мире. Это важно в том числе и потому, что Финляндия — страна Северной Европы.
Возможно, Финляндия — одна из тех стран, при помощи которых Россия проверяет, как мир может реагировать на ее поведение. Наш ответ должен быть четким. Финляндия не может быть слабым игроком, при помощи которого Россия укрепляет свои позиции. Также Россия пусть не надеется, что Финляндия будет закрывать глаза на политическую линию соседа.
Еще до первого официального разговора с Владимиром Путиным новый президент США Джо Байден (Joe Biden) договорился с Россией о продлении договора СНВ-III о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений на пять лет. Это спасло систему договоренностей и стало хорошей новостью для Европы. Этот шаг показал, что отношения Европы и США с Россией идут двумя путями. Первый путь — обычные отношения, которые могут привести к демократии. Второй — политика безопасности, в которую входят и вопросы вооружения.
Похоже, США готовы довольствоваться тем, что в отношениях с Россией им удалось достичь лишь договоренностей об использовании ядерного оружия. В то же время Америка подчеркивает особые отношения с Западной Европой — речь идет, в первую очередь, про НАТО.
Для Финляндии и Швеции это достойный способ продвигаться дальше. Они не члены НАТО, но они сотрудничают с альянсом и при желании могут отправить запрос на присоединение к нему.
Хорошо, что министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто (Pekka Haavisto) напомнил своему российскому коллеге об опции вступления в НАТО на февральской встрече в Санкт-Петербурге. Пусть Россия обратит внимание на слова Финляндии как члена ЕС.
С Россией можно говорить простым языком, потому что его она точно понимает. И вот наше заявление простыми словами: Россия нарушает государственные и международные обязательства. Если Россия заблокирует продвижение на одном из направлений, значение вопросов национальной безопасности Финляндии только возрастет.