После порой непростых отношений за четыре года правления Трампа украинское правительство надеется перевести двусторонние отношения при Байдене на более стабильные рельсы.
После инаугурации президента Байдена президент Украины Владимир Зеленский предпринял ряд шагов в расчете завоевать расположение Вашингтона. Так, он запретил в стране прокремлевские телеканалы, наложил санкции на путинского союзника Виктора Медведчука и остановил китайскую покупку производителя авиадвигателей «Мотор Сич». Еще Зеленский назначил новым послом в США бывшего министра финансов Украины Оксану Макарову — человека уважаемого. Все эти геополитические жесты администрация Байдена скорее всего будет приветствовать.
Неравнодушие Байдена к Украине хорошо известно и подтверждается шестью визитами в страну на посту вице-президента в администрации Обамы. С украинской точки зрения, его приход в Белый дом едва ли мог стать своевременнее. За президентство Трампа Украина увязла в процессе импичмента и оказалась в центре попыток обвинить Байдена в коррупции. Это привело к нехарактерному уровню напряженности в двусторонних отношениях.
Теперь же Зеленский надеется вырулить из этих мутных вод и укрепить сотрудничество с новым президентом США. Но стремясь начать отношения с Байденом на мажорной ноте, Зеленский рассчитывает получить и новый финансовый транш от Международного валютного фонда (МВФ).
Убедит ли Зеленский своими недавними шагами администрацию Байдена нарастить финансовую помощь, увеличить поставки военной техники и ускорить евроатлантическую интеграцию Украины? Судить об этом еще рано, но исторически говоря, украинская политика США традиционно определяется глубинной необходимостью фундаментальных реформ, а не открыто внешнеполитическими шагами.
Так, в июне 2003 года президент Украины Леонид Кучма убедил украинский парламент отправить до 1 800 украинских солдат в Ирак в поддержку международного контингента под командованием США. Бросая украинские войска на ключевую внешнеполитическую инициативу США, Кучма цинично стремился заручиться американской поддержкой перед тем, как баллотироваться на третий срок. Как минимум, он рассчитывал, что это позволит передать власть его преемнику Виктору Януковичу.
В начале марта 2021 года министерство обороны США объявило, что предоставит Украине военную помощь в размере 125 миллионов долларов и еще 150 миллионов долларов, если та добьется прогресса в проведении реформ. Иными словами, администрация Байдена не портит отношения, а занимает выжидательную позицию, предоставив действовать Зеленскому.
Точно так же в начале 2021 года закончились и переговоры украинского правительства о новом транше с МВФ — без конкретных результатов. В последние недели в Киеве ходят слухи, что Зеленский воспользуется благосклонностью Байдена к Украине и убедит американского президента надавить на МВФ. Однако такие надежды — из области фантастики. Во время ожесточенных президентских дебатов в прошлом году в адрес Байдена сыпались обвинения в причастности к украинской коррупции, поэтому с внутриполитической точки зрения закрывать глаза на украинские огрехи Байден позволить себе не может.
Что же по силам Украине, чтобы установить с администрацией Байдена конструктивные отношения? 5 марта Госдепартамент США дал Украине прозрачный намек, введя санкции против украинского олигарха Игоря Коломойского. Это верный признак: администрация Байдена рассчитывает, что Зеленский примет меры против не в меру могущественных олигархов.
Помимо ослабления олигарических кланов, украинские власти поступят мудро, если предпримут действия в трех наиболее значительных областях.
Во-первых, МВФ поставил ряд ключевых условий для нового транша. В частности, отпустить цены на газ к концу марта, согласовать макроэкономические показатели на ближайшие два года, провести судебную реформу, ввести уголовную ответственность за ложные налоговые декларации и принять новый закон о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ), чтобы узаконить его конституционно и обеспечить независимость его руководства. Если правительство не будет терять времени и убедит парламент принять необходимые законы, то новый транш поступит уже в июне.
Во-вторых, несмотря на все разговоры правительства об «инвестиционных нянях», прямые иностранные инвестиции упали в прошлом году до 420 миллионов долларов — это самый низкий показатель со времен войны 2015 года. Частично это снижение вызвано эпидемией covid-19, но более глубинная проблема заключается в том, что на Украине нет верховенства закона и защиты иностранных инвесторов. Власти должны заботиться о нуждах нынешних инвесторов, не допускать рейдерских захватов олигархами и наказывать продажных чиновников за вымогательство. Это будет намного эффективнее, чем неуместные банальности, что Украина открыта для новых инвесторов. Иными словами, решите проблемы нынешних инвесторов — и на Украину хлынут новые. Рост инвестиций станет для администрации Байдена мощным сигналом, что Украина действительно меняется к лучшему.
В-третьих, двигателем инвестиций на Украину в последние несколько лет была зеленая энергия. Администрация Байдена планирует стать самой «зеленой» в истории США. Увы, Украина не только задолжала производителям зеленой энергии более 600 миллионов долларов, но и продолжает импортировать дешевое российское электричество.
Украина может одержать пару быстрых побед, немедленно запретив импорт российской электроэнергии и сделав ставку на внутренние зеленые источники, параллельно выплачивая долги. Если Украина решит свои энергетические проблемы, у нее будет на руках гораздо более убедительный довод для Байдена, чтобы тот остановил путинский газопровод «Северный поток — 2».
Президент Зеленский явно хочет быть другом администрации Байдена, и есть все основания полагать, что и президент Байден тоже стремится укрепить сотрудничество. Круто и безотлагательно изменив свою политику, Украина получит выгоду из новой эры двусторонних отношений с Америкой. Однако если нынешнее окно возможностей захлопнется, Украина застрянет в геополитической глуши на долгие годы.
Брайан Меффорд — директор киевской компании по связям с органами государственной власти и стратегическим коммуникациям Wooden Horse Strategies. Внештатный старший научный сотрудник Атлантического совета