Международные путешественники, проходящие на посадку по проходам и трапам английских аэропортов, должны иметь перед полетом справку о негативном тесте на covid-19, а при возвращении в Соединенное Королевство они вновь перед посадкой в самолет должны пройти тест, заполнить формуляр о местонахождении пассажира, пройти десятидневный карантин, а затем еще два раза получить справку с негативным результатом теста. Однако такое количество притеснений еще недостаточно для правительства Бориса Джонсона. Бесстрашные путешественники должны еще заполнить «бланк декларации» (declaration form) с объяснением причин того, почему планируемая ими поездка является очень важной. Если вы не сделаете всего этого, то вас ждет уголовное наказание.
Все эти барьеры являются неприятными по множеству причин. Бланк декларации появился в тот самый день, когда были отменены первые связанные с локдауном ограничения, — в тот момент количество госпитализаций и смертей значительно снизилось, а более трети взрослых граждан уже получили прививку. Вспомним, как в прошлом году обязательное ношение маски было введено как раз в тот момент, когда количество заболеваний было на самом низком уровне. Смысл послания ясен: «Не верьте ни на минуту в то, что весь этот ужас уже позади. Мы установили полный контроль над вашей жизнью вплоть до самых мелочей и не собираемся от него отказываться». По данным веб-сайта gov. uk, мы, пассажиры, «можем» взять с собой подтверждающие документы для оправдания нашего стремления к путешествиям; этот умышленно расплывчатый язык означает, что разрешение на полет будет зависеть от настроения полицейских. Дополнительное количество бюрократии еще сильнее ударит по авиакомпаниям. А целью заполнения разного рода формуляров является запугивание. Если мы не уверены в том, что цель нашей поездки достаточна для освобождения нас из тюрьмы Ее Высочества под названием Соединенное Королевство, то за этим скрывается намерение отпугнуть нас и заставить отказаться от наших планов.
Хотела бы надеяться на то, что это ложный вывод, — я только что закончила чтение книги Кая Штриттматтера (Kai Strittmatter) под названием «Как нас гармонизировали: жизнь в китайском государстве всеобщей слежки» (We Have Been Harmonised; Life in China's Surveillance State). Это отрезвляющее чтение. Штриттматтер показывает, как Запад, действуя наивно или цинично, самыми разными способами подыгрывает Коммунистической партии Китая (КПК), и наиболее наглядно это проявляется в «предательстве демократических ценностей», а также в неспособности соответствовать «собственным» идеалам Запада. Автор приводит в качестве примера Абу-Грейб и Гуантанамо, где Соединенные Штаты «используют такую же тактику полицейского государства, как и те режимы, которые они постоянно критикуют». Эта книга была опубликована в 2019 году, а ее издание в мягкой обложке, появившееся в 2020 году, было обновлено и включило в себя описание вызванной covid-19 чрезвычайной ситуации, однако этот уважаемый журналист не понял до конца, в чем весь трюк. Либеральные демократии, на самом деле, проводят такую же политику, которая делает Китай столь отталкивающим местом для жизни и похожим на антиутопию, но при этом блестящий положительный пример тоже отсутствует.
Как и другие страны Запада, Британия во время пандемии коронавируса использует силовые методы государственного принуждения: угрозу получить десятилетний тюремный срок за неправильно заполненный формуляр, штраф в 10 тысяч фунтов за организацию любого протеста, неправомерные аресты и притеснения со стороны полиции за сидение в парке на лавочке или за выгул собаки на природе. Запрещено все то, что однозначно не разрешено. Это государство решает, сможем ли мы подержать руку нашей матери. Управление происходит на основе декретов; обсуждение в Парламенте проходят редко, а его решения о еще более драконовских ограничениях автоматически штампуются. Инакомыслие в науке подавляется, а тонкая работа, выполняемая с помощью отбойных молотков агрессивными пропагандистами из рекламных агентств и широковещательных средств массовой информации, почти без исключения состоит в повторе правительственных сообщений. Людям рекомендуется доносить на своих непокорных соседей и родственников. Не напоминает ли это какие-то другие известные вам примеры? Как и сам коронавирус, локдауны тоже были экспортированы из Китая, а затем эту историю поддержала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая раньше была уважаемым институтом, а сегодня тоже захвачена Китаем.
Но особенно неприятной в этой все более эффективной, всевидящей и все контролирующей КПК является ее чисто механистическая концепция цивилизации, которая и устанавливает естественную конечную точку в этой тенденции. Для чего существует общество? Чтобы функционировать гладко, без трения, как какое-нибудь современное устройство на журнальном столике? Чтобы все граждане помогали в функционировании этого хитроумного механизма, как надежно затянутые шурупы? Научная фантастика уже давно использует тот инстинктивный ужас, который вызывает у западного человека столь безупречно работающая социальная машина. Наша конкурирующая концепция традиционно связана с определенной долей беспорядка. Свобода на Западе разрешает креативность и даже, без лишнего шума, нарушение правил. Это, конечно же, бремя, однако на Западе цель нашей жизни мы должны определять сами. Альтруизм — это выбор.
Сегодня Китай восхваляет спокойствие и послушание — гармонию, — а мы восхваляем общественное здравоохранение. В прошлом году мы великодушно пошли на личные жертвы ради предполагаемого благополучия всего общества. Тем временем все остальные ценности оказались на задних рядах — дружба, семья, любопытство, приключение, искусство. Однако здоровье как ценность есть нечто механическое. Некоторые советы правительства Джонсона, по сути, направлены на то, чтобы не только обязательное ношение масок, но и социальное дистанцирование оставались в силе в обозримом будущем. Это приведет к тому, что «общение между домохозяйствами» (household mixing) не будет существовать в течение неопределенно долгого времени, а именно это и считается жизнью; аудитория спорта, кино, музыки, лекций и всех остальных реально происходящих событий, разного рода фестивалей, жизнеспособных в финансовом отношении ресторанов и пабов, общих религиозных служб; возможность отметить в широком семейном кругу такие праздники как Рождество, Пасху, Еврейскую Пасху или Ураза-байрам; возможность посетить многолюдные свадьбы, похороны, вечеринки для будущей матери и по поводу получения дипломов. Но кого это беспокоит? Предотвратим катастрофу, не имеющую отношения к covid-19, и всем нам будет хорошо. Наши индивидуальные тела будут функционировать в физическом смысле даже в том случае, если более крупное тело политики продолжит чахнуть.
Бывший член Верховного суда судья Джонатан Сампшн (Jonathan Sumption) на прошлой неделе заметил с грустью, что ограничения в отношении государства являются простыми условностями. Тогда как государство на самом деле всесильно. И сегодня британское государство делает, что хочет. Спросите китайцев (или Джорджа Оруэлла): тоталитаризм надежно маскируется под видом патриотизма. Подчинение власти, которая лучше все знает, всегда происходит ради нашего собственного блага.