Москва — Россия вряд ли сумеет создать свою собственную версию «Великого китайского файрвола», чтобы контролировать интернет. На это есть причины социального (россиянам нравятся иностранные социальные сети, и они не захотят потерять доступ к ним) и технического характера (китайский интернет отличается от российского интернета, и его легче отгородить от мировой сети).
Тем не менее, Кремль, который все острее ощущает ослабление своих позиций на фоне растущего общественного недовольства — связанного с самыми разными причинами, от роста цен на продукты питания до политических репрессий, — хочет подавить инакомыслие в сети. Может ли Кремль сделать это?
Российские власти всерьез намереваются взять интернет под контроль?
Кажется, да, если судить по резкому изменению тона. Все, от президента России Владимира Путина до главы Следственного комитета, открыто говорят о необходимости ужесточить контроль над киберпространством России и иностранными социальными сетями.
В среду, 10 марта, Роскомнадзор — агентство, отвечающее за соблюдение требований и цензуру в интернете, — объявил о замедлении работы Твиттера в России, обвинив эту социальную сеть в неспособности блокировать запрещенный контент. Кремль сослался на посты, которые, как он утверждает, призывали молодежь присоединяться к антиправительственным протестам и подталкивали к суициду.
«Одно дело — когда сидит в Интернете такой крутой Рэмбо: толкает девчонку или пацана с крыши прыгать. Он выстраивает целую концепцию, подводя к этому. Как только полиция зашла — в штаны наложил в прямом смысле этого слова», — сказал Путин 4 марта.
Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT, недавно призвала российские власти запретить иностранные социальные сети — после того, как Инстаграм удалил один из ее постов. Ирония состоит в том, что она обратилась с этим призывом в Твиттере.
Но почему сейчас?
Сейчас очень напряженное время. В сентябре российским властям нужно будет пережить выборы в парламент, которые станут первыми парламентскими выборами после того, как Путин добился внесения в конституцию поправок, позволяющих ему оставаться на должности президента вплоть до 2036 года.
Правительству Путина также грозят новые санкции в связи с тем, что Запад обвиняет его в применении запрещенного вещества нервно-паралитического действия против российского оппозиционного лидера Алексея Навального. В январе арест Навального стал причиной массовых акций протеста, которые прошли более чем в 100 городах России.
Навальный и его команда используют социальные сети, чтобы противостоять путинскому режиму, разоблачать факты коррупции и организовывать акции протеста. Их видео под названием «Дворец для Путина. История самой большой взятки» о роскошном дворце на берегу Черного моря, который, как утверждает Навальный, был специально построен для Путина, собрал на YouTube более 114 миллионов просмотров. Другое видео — о бывшем президенте России Дмитрии Медведеве под названием «Он вам не Димон» — набрало почти 43 миллиона просмотров.
Заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин сказал в четверг, 11 марта, что замедление работы Твиттера никак не связано с протестами оппозиции.
Сколько Россия уже контролирует?
Неправительственная исследовательская организация Freedom House со штаб-квартирой в Вашингтоне утверждает, что российский интернет «не свободный» и что по показателям свободы интернета Россия занимает 51-е место из 56 стран.
Российский интернет работал относительно свободно до 2012 года, когда после волны массовых протестов правительство приняло закон, позволяющий блокировать сайты. В 2019 году правительство приняло закон о «суверенном интернете», который, в сущности, позволяет российским властям просто «щелкнуть выключателем», чтобы заблокировать тот или иной контент. Интернет-провайдеры обязаны устанавливать специальные устройства, чтобы можно было отслеживать контент.
Ранее в марте Роскомнадзор выступил с обвинениями против Твиттера, Фейсбука, Инстаграма, YouTube, Telegram, TikTok, а также против российских соцсетей ВКонтакте и Одноклассники, заявив, что они не удалили контент, якобы призывающий несовершеннолетних к участию в протестных акциях и к совершению самоубийств. ВКонтакте оштрафовали на 1,5 миллиона рублей, что составляет немногим более 20 тысяч долларов. Пока других публичных заявлений по поводу дальнейших действий властей в отношении остальных соцсетей не было.
Как отреагировали операторы социальных сетей?
В среду, 10 марта, Твиттер выступил с заявлением, где говорилось, что его глубоко встревожили меры по замедлению работы соцсети. В заявлении также было отмечено, что правила этой соцсети строго запрещают продвижение контента, связанного с сексуальной эксплуатацией детей и призывающего к суициду или причинению вреда себе.
Начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев сообщил в пятницу, 12 марта, что Твиттер никак не отреагировал на законные требования властей и не ответил на вопросы. «Мы готовы к любому диалогу, лишь бы он был», — добавил он.
У Telegram, мессенджера, в котором применяется система шифрования и который пользуется популярностью у небольших российских независимых новостных изданий и оппозиционных активистов, получалось опережать российские власти с того момента, когда в 2018 году они предприняли попытку его заблокировать. Этот сайт часто меняет свои веб-адреса.
Эта социальная сеть стала главной организационной платформой протестных движений в России и соседней Белоруссии. «Мозги задурманили», — пожаловался белорусский президент Александр Лукашенко 9 сентября, добавив, что «через интернет Telegram-каналы так глубоко залезли в мозги, в головы людей».
Что еще мешает Путину?
Если власти заблокируют иностранные социальные сети, это спровоцирует масштабную ответную реакцию. Российская молодежь выросла на YouTube, Фейсбуке, а также Инстаграме, TikTok и Telegram. Она не смотрит пропитанное пропагандой государственное телевидение.
Контроль российских властей над интернетом, скорее всего, обернется снижением скоростей сети, в результате чего она начнет отставать в таких областях, как искусственный интеллект, беспилотные автомобили и технологии «интернета вещей».
В среду, 10 марта, российский интернет-аналитик Андрей Солдатов отметил, что решение российских властей замедлить работу Твиттера «отправляет очень плохой сигнал» российской индустрии высоких технологий и пользователям социальных сетей. «Это показывает, что в Кремле есть люди, которых не волнуют последствия их действий, если это помогает им защищать политическую стабильность», — сказал он.