Недавно Китай и Россия объявили о своем намерении совместными усилиями построить научную лунную станцию. Это зловещее заявление. Немедленных результатов от этого — минимум, однако такое объявление в очередной раз указывает на сближение Москвы и Пекина, и свидетельствует о фактическом возникновении альянса, который направлен против Запада.
Сама по себе лунная исследовательская станция не таит в себе никакой угрозы и особого значения не имеет. Ни та, ни другая страна не обладает возможностями для строительства такого объекта. Да и сам план предусматривает, что станция будет построена где-то в середине 2030-х годов, а долговременное присутствие человека на ней будет возможно еще позднее. Американцам не надо беспокоиться о том, что скоро им станут грозить секретные лунные лазеры и прочее оружие Китая, размещенное на спутнике Земли.
Есть также убедительные признаки, что Соединенные Штаты построят базу на Луне первыми. Проект НАСА «Артемида» предусматривает отправку человека на Луну к 2024 году. НАСА также планирует построить в рамках этого проекта постоянную орбитальную лунную базу. Свое согласие на участие в программе дали восемь стран, включая Британию, Италию, Японию и Объединенные Арабские Эмираты. Российско-китайское заявление может быть в равной степени серьезным совместным предприятием и пропагандистской кампанией.
Но само по себе такое заявление является тревожным знаком. Россия и Китай в последнее десятилетие все больше сближаются, налаживая тесные отношения. Россия продает своему бывшему противнику современную военную технику, которая во многих случая превосходит оружие китайского производства. Армии двух стран проводят совместные военные учения, в том числе, с участием Ирана, которое состоялось в прошлом месяце в Индийском океане. Российский президент Владимир Путин даже не исключает создание в перспективе официального военного альянса с Китаем.
Возникновение оси Москва — Пекин — Тегеран должно вызвать тревогу у президента Байдена. Эта группировка обладает глобальным охватом, что создает одновременные угрозы американским интересам по всему миру. Представьте себе сценарий, в котором поддерживаемые Россией силы ослабляют соседние страны НАТО, иранские марионетки создают угрозу Израилю или арабским государствам Персидского залива, а Китай угрожает Тайваню или странам, выступающим против его притязаний в Южно-Китайском море. Соединенным Штатам зачастую трудно преодолеть один кризис. А что будет, если они одновременно столкнутся с тремя или четырьмя?
Это самая важная проблема, решением которой должен заняться Байден. Он может отнестись к этому враждебному альянсу как к свершившемуся факту и противопоставить ему всю американскую мощь, а также прочную структуру глобальных альянсов, твердо настроенных на решение этих задач. А еще он может попытаться расколоть эту ось, уговорив Россию отказаться от союза с Китаем, хотя это неизбежно потребует от США серьезных уступок, таких как отказ от преобладающего влияния Вашингтона на Украине, а может быть, даже вывод натовских войск из прибалтийских стран-членов альянса. А еще он может проигнорировать эти предупредительные сигналы, сглаживая серьезность проблемы заявлениями, которые не соответствуют возросшим возможностям США.
На сегодня признаки весьма неоднозначные. Байден сказал европейским союзникам, что «Америка вернулась». Однако непонятно, что это может означать в плане политики США в отношении России. На Ближнем Востоке госсекретарь Энтони Блинкен тоже пытается совместить несовместимое, заявляя Израилю, что Соединенные Штаты поддерживают его потребности в сфере безопасности, и в то же время, изучая возможности для возвращения к ядерному соглашению с Ираном, которое подписал Обама, и против которого резко выступает Израиль. Азиатская политика Байдена более понятна. Администрация улучшила отношения с Южной Кореей, урегулировав спор времен Трампа о сумме, которую наш союзник платит за находящиеся там американские базы. На этой неделе США приняли участие в первой встрече четырехстороннего диалога по безопасности с Индией, Японией и Австралией. Настроенные против Китая ястребы надеются, что этот диалог превратится в прочный альянс, который будет противостоять китайской экспансии.
Но все эти инициативы не будут иметь никакого значения, если США не начнут вкладывать средства в национальную безопасность и космические исследования. Хотя администрация Трампа увеличила ассигнования на военные нужды, оборонные расходы США по-прежнему близки к минимуму 1960-х годов в процентном соотношении с ВВП. Этого просто недостаточно с учетом глобальных обязательств и интересов США. Бюджет НАСА в последние годы тоже сократился. Сейчас она тратит в постоянных долларовых ценах меньше, чем в 1960-е годы, когда в разгаре был проект «Аполлон». Соединенные Штаты не смогут противостоять оси под руководством Пекина, если не увеличат существенно оба бюджета.
Первый искусственный спутник Земли, запущенный Китаем, передавал в эфир гимн эпохи Мао «Красный Восток». Будем надеяться, что китайско-российская научная лунная станция не станет самоуверенно исполнять ту же мелодию.