Германия стала очередной страной, приостановившей использование вакцины Оксфорд / «АстраЗенека» из-за опасений по поводу побочных эффектов. То же самое сделали Нидерланды и Ирландия. Собственно, как и Дания, Норвегия, Болгария и Исландия. А Италия с Австрией отказались от использования некоторых партий этой вакцины в качестве меры предосторожности.
Британия многое делала неправильно во время борьбы с пандемией, но одно она сделала верно, приступив к активной вакцинации населения. Эта страна может преподать миру полезные уроки о covid-19. Но Европа, в частности, не желает к ней прислушиваться.
Чтобы начать масштабную программу вакцинации (а именно такая программа необходима сейчас), надо объединить усилия и наладить международное сотрудничество. Но последние задержки с поставками не сулят ничего хорошего Британии. Кроме того, это печальная новость для Европы и всего мира.
Страх перед легочной эмболией привел к принятию решения остановить вакцинацию. Но, похоже, это ошибка. Тромбоз — вещь серьезная, но он широко распространен. Это значит, что теоретически его связь с вакциной довольно легко доказать, поскольку на сегодня сделано огромное количество прививок. Но эти цифры отнюдь не являются убедительным доказательством такой связи.
Управление по контролю лекарственных средств и изделий медицинского назначения не наблюдает никакого увеличения числа тромбозов у 11 с лишним миллионов привитых британцев. В базе данных «АстраЗенеки» доз еще больше, но компания заявляет, что случаев тромбоза меньше, чем ожидалось. Европейское агентство лекарственных средств тоже не видит никакой связи. Не видит ее и Всемирная организация здравоохранения. Заместитель главного врача Ирландии Ронан Глинн (Ronan Glynn) подчеркнул отсутствие доказательств того, что вакцина вызывает образование тромбов.
Но несмотря на все эти весьма последовательные и убедительные доказательства, после десятка случаев эмболии программы вакцинации населения начали останавливать. Заявленная причина, на первый взгляд, вполне разумна: безопасность. Разве с этим поспоришь? Но на самом деле, временный отказ от вакцинации ради оценки отдельных случаев — это худшее и самое опасное из всего, что можно было придумать. И вот почему.
Во-первых, те страны, которые приняли столь кардинальные меры, скоро наверняка возобновят свои программы вакцинации. Скорее всего, это произойдет после того, как исследователи не сумеют доказать, что случаи тромбоза были вызваны вакциной. Но грязь прилипает прочно, и когда прививки возобновят, люди будут с большим опасением относиться к вакцине, которая на сегодня является вполне безопасной.
Более того, в том маловероятном случае, если будет показано, что эмболия вызвана вакциной, подход на основе подлинных доказательств уже не будет иметь абсолютно никакого значения. Дело в том, что в этом случае возможны только два неблагоприятных результата.
Во-первых, очень несущественно увеличится риск образования тромбов, который не показывает имеющийся огромный объем данных. Либо же возникнет ассоциация с чем-то не настолько простым как тромб. Есть информация о снижении тромбоцитов и даже о кровотечениях, так что полной картины мы пока не имеем.
Но это никоим образом не изменит общую картину пандемии, как и сопоставление риска заболевания сovid-19 с «риском» от вакцины. Даже если связь будет доказана (а в данный момент это крайне маловероятно), это отразится на очень небольшом количестве людей. Гораздо больше людей будут без всякой на то необходимости тревожиться и могут даже отказаться от вакцинации, хотя она обеспечивает хорошую защиту от сovid-19.
Так что вместо остановки программ вакцинации европейские страны могли пойти другим, менее деструктивным путем. Они могли по примеру британского ведомства по контролю лекарственных средств проанализировать данные, выяснить, есть ли явные доказательства риска, а потом внести изменения в программу в случае появления новой информации.
Почему меня это так беспокоит? Я и раньше не скрывал своих связей с исследованиями оксфордской вакцины, но реальность такова, что кардинальные меры, принятые такими странами как Нидерланды, приведут к усилению обеспокоенности по поводу безопасности и замедлению программы вакцинации.
Сенсационные и резонансные заголовки, авторы которых выражают сомнения в безопасности вакцины, появляются на первых страницах, привлекая всеобщее внимание. Но спустя несколько недель где-нибудь на последних страницах публикуются небольшие статьи о том, что вакцина безопасна, а шумиха из-за нее безосновательна. Но к этому времени ущерб уже нанесен, и в некоторых странах прививочная кампания оказывается серьезно дискредитированной. Любой разумный член общества будет следить за этим, и у него непременно будут возникать сомнения.
Но еще хуже другое. Такие прививочные кампании с резкими рывками и остановками затрудняют выявление настоящих осложнений, в основе которого лежит накапливание данных. В результате от covid-19 будет умирать больше людей, хотя этих смертей можно избежать. А вирус получит дополнительный запас времени для мутаций.
Пока политики не обеспечат скоординированное руководство, а средства массовой информации не умерят свое стремление к сенсациям, мы будем дорого расплачиваться за их ошибки. Кто-то может подумать, что Британия далека от этой катастрофы. Но в действительности из-за задержек с вакцинацией пострадаем мы все.