Покров, Россия — Возле ржавых ворот исправительной колонии № 2 угрюмые охранники в камуфляжной форме прогоняют непрошенных визитеров.
Свирепая собака на коротком поводке предостерегающе гавкнула, когда охранники проверяли наши паспорта. Потом они приказали нам покинуть это печально известное место, куда на два с половиной года отправили главного оппозиционного лидера России Алексея Навального.
Жизнь внутри скрыта от посторонних глаз. Она проходит там за высокими металлическими заборами и колючей проволокой, которые окружают эту обшарпанную колонию, находящуюся во Владимирской области в двух часах езды от Москвы.
Брошенный в застенки Навальный, однако, имеет возможность передавать свои первые впечатления, воспользовавшись официальным аккаунтом в Инстаграмме.
«Не представлял, что можно устроить настоящий концлагерь в 100 километрах от Москвы», — написал Навальный, добавив, что его постригли наголо.
«Видеокамеры везде, за всеми наблюдают, и при малейших нарушениях составляют рапорт», — продолжил он. (Так в тексте. На самом деле Навальный добавляет, когда составляют рапорт: в случаях применения насилия или нецензурных выражений — прим. ред.) «Мне кажется, кто-то наверху прочитал „1984" Оруэлла», — заявил оппозиционер, имея в виду классический роман-антиутопию.
Но по словам одного бывшего заключенного, жизнь в тюрьме в городе Покрове может стать более не только скучной, но и напряженной и даже опасной.
Константин Котов отбыл в исправительной колонии № 2 два ничтожных, как он выражается, срока за нарушение российских законов о проведении протестов. Первый раз он отсидел там четыре месяца, а второй — шесть.
Его освободили в декабре прошлого года. Котов очень не хотел возвращаться в Покров, но потом согласился поехать вместе с репортерами Си-Эн-Эн, чтобы на месте объяснить, как работает исправительная колония.
«С первых минут пребывания там начинаешь ощущать психическое и моральное давление», — сказал он.
«Тебя заставляют делать то, чем в обычной жизни ты бы никогда не стал заниматься. Тебе порой запрещают разговаривать с другими осужденными. Тебя заставляют выучить список с фамилиями сотрудников. Ты целый день на ногах, что-то делаешь с шести утра и до десяти вечера. Тебе не разрешают присесть. Тебе не разрешают читать, не разрешают писать письма. Порой такое наказание продолжается две или три недели».
Навального отправили в тюрьму после того, как московский суд 2 февраля заменил условный срок реальным за нарушение порядка его отбывания.
Его арестовали, когда он вернулся в Москву из Германии, где его лечили от отравления веществом нервно-паралитического действия. Навальный заявляет, что российские спецслужбы подложили «Новичок» ему в трусы. США и Евросоюз верят в эту версию событий, а потому уже ввели санкции против причастных к этому российских руководителей.
Вначале российские власти не хотели сообщать, где именно находится Навальный. Они не рассказывали об этом адвокатам и родственникам оппозиционера до тех пор, пока его не отправили на этап.
Теперь известно, что он находится в исправительной колонии № 2, где, скорее всего, будет отбывать остаток своего срока.
«Пытка телевидением»
Бывший заключенный Котов рассказал, что осужденные спят в комнатах на железных кроватях. В его помещении в большой тесноте спало 50-60 человек.
«Ты встаешь в шесть часов утра, выходишь во двор и слушаешь российский гимн. Представляете — каждый день Гимн Российской Федерации, — сказал он. — Ты после этого не можешь писать, не можешь читать. А один раз, нНапример, я почти весь день смотрел телевизор, российские федеральные каналы. Это пытка телевидением».
По словам Котова, ритм жизни задает «каждодневная бессмысленная активность». А еще есть постоянные наказания за любые, даже кажущиеся проступки.
«На меня накладывали взыскание за то, что я не поздоровался с сотрудником, а также за расстегнутую верхнюю пуговицу», — сказал Котов.
За малейшее нарушение заключенного могут отправить в одиночную камеру, где он может провести несколько месяцев подряд.
Порядок в колонии поддерживают надзиратели и заключенные, которых называют дневальными. Они сотрудничают с тюремной администрацией. Дневальный — это такой же осужденный, говорит Котов, но он должен доносить на любого, кто нарушает установленные правила. «Они как шпионы, следящие за каждым твоим шагом и докладывающие обо всем администрации», — объяснил он.
Александр Калашников из российской Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) рассказал, что с Навальным обращаются точно так же, как со всеми прочими заключенными. «Все делается в рамках закона и действующего законодательства», — заявил он репортерам в конце февраля.
«Империя страха»
В российских тюрьмах широко распространено насилие. «Новая газета» распространила тревожное видео, показывающее, как охранники в исправительной колонии Ярославля (это в соседней области с той колонией, где отбывает срок Навальный) избивают заключенных. Российский суд вынес обвинительный приговор нескольким участникам этого скандального происшествия, однако бывшие заключенные говорят, что это далеко не единичный случай.
Котов рассказывает, что видел, как дневальные в его колонии избивали осужденных. Чаще всего они откручивали ножку стула и били людей по пяткам. Это очень больно и не оставляет следов.
Навальный сообщил в Инстаграме, что пока не видел ни одного случая насилия. Но он пишет, что верит «многочисленным историям» о жестокостях в колонии, потому что замечает страх в глазах сокамерников.
По словам оппозиционера, его каждый час его будит надзиратель, направляющий ему в лицо камеру с фонариком и проверяющий, на месте ли этот «склонный к побегу» заключенный.
Котов сказал, что он больше опасается не за физическое, а за психическое состояние Навального. По его мнению, известность Навального — это гарантия того, что администрация не захочет причинять ему физический ущерб.
«Они хотят лишить его голоса, — сказал Котов Си-Эн-Эн. — Такова их цель».
Эксперт из Фонда «В защиту прав заключенных» Петр Курьянов рассказал, что обстановка в колонии «очень опасная». Саму колонию он назвал «империей страха».
«Очень трудно находиться там и сохранять хладнокровие, не реагируя на провокации, — заявил он Си-Эн-Эн. — Крайне тяжело психологически. Малейшее нарушение… может привести к тому, что заключенный получит тяжкие телесные повреждения».
В стоящих рядами двухэтажных общежитиях осужденным могут приказать чистить полы зубными щетками, и поручить другие бессмысленные задания, цель которых — унизить человека, сказал Курьянов.
«Я не исключаю, что Алексей может пасть жертвой нервного срыва», — добавил он.