В Российской Федерации 16 марта, отмечается 7-я годовщина псевдореферендума по так называемому присоединению Крыма к России, иначе говоря, очередная годовщина российской оккупации украинского полуострова. Правительственные российские каналы рассказывают о повышении уровня жизни и заработной платы, о развитии туризма, но на практике Крым превращён в огромную военную базу, которая высасывает все ресурсы с полуострова и который поглощает дотации из российского бюджета, без которых он просто не в состоянии выжить. Ведь, туристический сектор практически умер. Права же местного населения, в первую очередь, крымских татар и сознательных украинцев сильно ограничиваются и ущемляются оккупационной властью. ФСБ бесчинствует, фабрикуя обвинения в шпионаже и попытках подрыва государственного строя против людей, которые не согласны с оккупацией. Данных людей вывозят на территорию РФ, где их засуживают на длительные сроки. Кроме того, целый ряд активистов и несогласных с оккупацией людей погибли в результате действий российских силовиков. Первым из них был крымско-татарский активист Решат Аметов, который был найден 16 марта мёртвым — почти через две недели после того, как он исчез после участия в акции протеста, проходившей 3 марта против присутствия российских войск в Крыму.
О том, как проходил захват и оккупация украинского Крыма в 2014 году, а также о том был ли шанс у Вооружённых сил Украины отстоять полуостров, Русской службе Польского Радио рассказал Алексей Мельнык — содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра имени Александра Разумкова.
Были ли действия армии РФ в 2014 году спонтанным решением, основанным на использовании нестабильности в Украине после Революции Достоинства, или это был заранее продуманный план?
Есть разные даты, но если мы говорим о формализации незаконной аннексии, то эта дата правильная. А то, что касается оккупации, скорее нужно говорить о 20 февраля, дате, которая отчеканена на российской медали. А по поводу того, было ли это спонтанно или готовилось, я думаю, лучше всего на этот вопрос можно ответить словами президента России, который постоянно давал разные версии происходящего. Ну, и в том числе он признавал то, что РФ к этому готовилась и то, что благодаря вооружённым силам РФ, или так называемым «зелёным человечкам», и их активному участию это всё состоялось. Даже если бы он не признал публично, что это готовилось, то сам факт того насколько оперативно сработали силы специальных операций России говорит о том, что это не был экспромт, это всё было отработано задолго до самого факта аннексии.
Ещё начиная со второй половины 90-х и до начала 2014 года, проходил постепенный упадок украинской армии. Ежегодно финансирование уменьшалось, техника устаревала, а новую не разрабатывали и не закупали. Как результат, состоянием на 2013 год, военные части были укомплектованы лишь на 25-55%. Был уничтожен учёт военной техники. Все это привело к тому, что в октябре 2013 года тогдашний президент Виктор Янукович вообще отменил призыв на срочную военную службу, но при этом значительно увеличил количество внутренних войск и МВД. Невзирая на то, крымская группировка ВСУ ежегодно принимала участие в международных учениях и считались наиболее боеспособной частью украинской армии, её также коснулось сокращение. Эксперт оценил, была ли возможность в ВСУ противостоять войскам РФ:
Поэтому тяжело было ожидать от правительства, которое только несколько дней в офисе, которое не чувствует полной легитимности, чтобы они чётко действовали в той критической ситуации которая, сложилась.
Что касается военного компонента или военных возможностей, то численность личного состава и техники была внушительной. Но как потом выяснилось, хотя некоторые знали об этом и ранее, боеготовность техники была очень низкой. Если стояли там БТРы, то до них не было запчастей, аккумуляторов, техника была, но её было невозможно использовать. Но и стоит также учитывать морально-психологический фактор.
Было ли при выходе с полуострова возвращено все военное имущество и техника ВСУ?
Нет. Практически вся техника там осталась. Россия потом, постепенно вернула какое-то количество кораблей, но и многие из них в небоеспособном состоянии. РФ лучшую технику, например, как большой десантный корабль «Константин Ольшанский», посчитала нужным оставить себе. Всё, что хорошее она не отдала, некую часть возвратили лишь для того чтобы сымитировать передачу, а часть — это возврат по сути металлолома.
Не понимая, что происходило на месте, есть опасность сделать неправильные выводы. Если взять аэродром Бельбек — все, наверное, помнят эти кадры, когда лётчики маршировали — он был в этом плане очень показательным, потому что прямо перед КПП где стояли «зелёные человечки» за спинами у местной самообороны, находились жилые дома военнослужащих украинской базы. Поэтому, даже если командир и думал о том, чтобы дать приказ на огонь, то получается, что им бы пришлось стрелять в окна домов семей военнослужащих. Российские военные, когда выбирали себе позиции в том числе продумали и эти моменты.
Больше 20 тысяч служивших в Крыму украинских военных, милиционеров и сотрудников СБУ перешли на сторону России. Известно ли что-то о судьбе бывших украинских военнослужащих?
Есть достаточно много историй, они время от времени печатаются в украинских СМИ. Недавно было решение РНБО, где были вынесены приговоры высшему командному составу, в том числе там рассказывалось о судьбе некоторых из них. Некоторые действительно получили повышения с переводом в другие части на территории России. Речь идёт о тысячах военнослужащих, которые там остались. Отследить всех их никто, наверное, и не пытался. Но, как правило, они, исходя из тех историй, что есть, в России они или считаются предателями, или военнослужащими второго сорта.
Материал подготовил Александр Потиха