Уже через полторы недели, двадцать второго марта, чешский премьер Андрей Бабиш должен дать ответ на ультиматум, выдвинутый дружественным к Кремлю президентом Милошем Земаном. Суть ультиматума — увольнение чиновников, которых Земан считает «русофобами» и которые блокируют сертификацию российской вакцины «Спутник V» в Чехии. Выдержит ли глава чешского правительства такое давление? И какие последствия будет иметь его отказ или «капитуляция»?
Двое против «Спутника»
«Когда корабль тонет, а капитан не в состоянии им управлять, то замена капитана, особенно в ситуации, когда есть гораздо более квалифицированные морские офицеры, является залогом выживания», — такую аллегорию чешский президент Милош Земан избрал для иллюстрации своих требований по срочному проведению кадровой чистки в правительстве.
Кандидатом №1 на увольнение, по его словам, является действующий глава чешского Минздрава Ян Блатни — известный в стране детский гематолог, до недавнего времени — заместитель главного врача детской больницы при Университетской больнице в Брно.
На министерскую должность его назначили всего несколько месяцев назад — в конце октября прошлого года, формально — по квоте партии действующего премьера Бабиша ANO, но де-факто просто как независимого специалиста, способного вернуть доверие к Министерству после нескольких громких скандалов вокруг предыдущего министра Романа Примулы.
Чем так не угодил новый министр? Несмотря на то, что Милош Земан обвиняет его в отсутствии менеджерских качеств, а также в непрофильном образовании (точнее, в том, что он не является эпидемиологом), чешский президент не скрывает, что причина недовольства заключается совсем в другом.
Глава Минздрава отказал Земану в просьбе сертифицировать российский «Спутник».
Согласно чешскому законодательству, сертификация вакцины до ее одобрения Европейским агентством по лекарственным средствам возможна в случае, если министр здравоохранения подпишет соответствующий приказ, но только на основе представления от директора Государственного института контроля за медикаментами. Однако по обоим пунктам у Земана возникли проблемы. «Я настаиваю на том, что вакцины, которые используют в Чешской Республике, должны быть безопасными, и одобрены Европейским агентством. У меня нет предубеждений к «Спутнику» лишь потому, что он из России. Я просто хочу, чтобы его оценивали так же, как и другие вакцины», — заявил министр.
Аналогичной позиции придерживается и директор Государственного института контроля за медикаментами Ирена Сторова — поэтому Земан требует уволить и ее.
«Этих двух чиновников нужно обвинять в новых смертях, которых можно было избежать, если бы мы вакцинировали людей этими вакцинами, российской и китайской. У нас уже по две сотни умерших за сутки», — убеждает чешский президент.
«Многоходовка» Земана
Это не единственное кадровое решение Милоша Земана. Он также предлагает освободить от должности главу чешского МИД Томаша Петршичека.
Формально — за низкой эффективности. «Накануне выборов в любом случае было бы полезно заменить наименее успешных министров», — говорит Земан. Впрочем, главный чешский дипломат уверен, что реальной причиной недовольства главы государства является его нежелание соблюдать российские интересы.
«Я понимаю, что стал "колючкой", потому что обращаю внимание на риски по безопасности тендера на достройку АЭС « Дукованы» и выступаю против вакцинации людей несертифицированными российскими и китайскими вакцинами. Я выполняю свою работу, соблюдая коалиционное соглашение», — говорит Петршичек.
Если с претензиями относительно вакцин все понятно, то о «Дукованы» надо объяснить отдельно.
В конце прошлого года чешское правительство решило отложить крупнейший тендер в истории страны — строительство нового блока АЭС в Дукованах стоимостью как минимум шесть миллиардов евро. Заинтересованность участия в этом тендере выразили Россия и Китай — поэтому неслучайно Милош Земан до последнего давил на правительство, чтобы ускорить его проведение.
Стоит отметить, что чешский президент не просто требует уволить двух министров — он также предлагает конкретную схему, которая сделает это увольнение максимально приемлемым и для премьера Бабиша, и для его партнера по коалиции Яна Гамачека, лидера чешских социал-демократов.
Для этого Земан предлагает провести кадровую рокировку.
Он предлагает отдать социал-демократам квоту на пост главы Минздрава, предлагая кандидатуру Иржи Бегоунека (известно, что последний гораздо лояльнее относится к китайским и российским вакцинам, чем действующий министр). Зато должность главы МИД переходит партии премьера.
Почему такой обмен может оказаться выгодным для участников коалиции?
Дело в том, что социал-демократы вскоре будут переизбирать своего председателя и ключевым конкурентом Гамачека является нынешний глава МИД Томаш Петршичек. Соответственно, его увольнение и лишение правительственной трибуны может усилить позиции действующего лидера чешских эсдеков.
Кроме того, как считается, Чехия уже преодолела худшую фазу пандемии. Соответственно, новый глава Минздрава от социал-демократов будет работать в более благоприятных условиях, что может положительно повлиять на рейтинги партии (которые пока не позволяют надеяться на сохранение парламентской прописки).
В свою очередь, для действующего главы правительства согласие на замену министра здравоохранения позволит снять с себя давление публичной критики, которая звучит от Земана, и в то же время попытаться перебросить на партнеров по коалиции ответственность за одобрение вакцины.
* * *
Это не первая попытка Милоша Земана «торпедировать» правительство, заставляя его руководителя прислушиваться к своим рекомендациям.
Такой активности способствует и падение рейтингов ANO, что должно сделать Бабиша более зависимым от поддержки президента и более склонным к уступкам. Впрочем, если раньше Земан пытался атаковать правительство не собственноручно (например, через отказ коммунистов голосовать за продление действия карантинных ограничений), то теперь, похоже, пророссийский президент Чехии пошел ва-банк.
Выдержит ли Андрей Бабиш такое давление? Или все же пойдет на уступки?
Единого ответа на эти вопросы у чешских политологов нет. Но в чем они едины — уступки Земану докажут, что власть в стране переходит к формально почти бесправному президенту. Нет сомнений в том, что Андрей Бабиш прекрасно это понимает и не стремится к такому финалу.
Тем более, что опыт соседней Словакии показывает все риски «экстренной сертификации «Спутника». Там это решение, пролоббированное премьером Игорем Матовичем, привело к глубокому политическому кризису, следствием которого может стать смена главы правительства или даже досрочные парламентские выборы.