Масштабный американский эксперимент в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики проводится на фоне пузыря цен на активы и кредиты, который намного больше и масштабнее, чем прежний американский пузырь на рынке жилья и кредитования.
Уже давно говорят, что когда Америка с ее самой крупной в мире экономикой подхватывает насморк, у остальной мировой экономики начинается воспаление легких. Сейчас Америка проводит эксперимент бюджетного и денежного стимулирования эпических масштабов, и остальной мир скоро узнает, что произойдет с глобальной экономикой, когда у США начнется инфляционная лихорадка.
К сожалению, есть веские основания опасаться, что результаты будут не очень приятные. Тем более с учетом того, что американский эксперимент в сфере экономической политики проходит в период, когда мы оказались в эпицентре глобального пузыря цен на активы и кредиты.
После банкротства инвестиционного банка Lehman Brothersв сентябре 2008 года стало ясно, что проблемы американских финансово-экономических «пузырей» будут иметь серьезные последствия для всей мировой экономики. Лопнувший пузырь на американском рынке жилья и кредитования породил цепную реакцию на всех мировых финансовых рынках, которая спровоцировала то, что экономисты сегодня называют Великой экономической рецессией.
Прокрутив время вперед, мы попадем в 2021 год. Сегодня масштабный американский эксперимент в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики проводится на фоне пузыря цен на активы и кредиты, который намного больше и масштабнее, чем прежний американский пузырь на рынке жилья и кредитования.
Дело не просто в том, что стоимость американских акций сегодня находится на очень высоком уровне, который США видели в последний раз накануне краха фондового рынка в 1929 году. И не в том, что сомнительный рынок биткойнов в настоящее время оценивается более чем в триллион долларов. Скорее, проблема заключается в том, что очень азартные и авантюрные заемщики, особенно на рынке ссудного капитала с большой долей заёмных средств и в экономиках с формирующимися рынками, могут получать деньги под проценты не намного выше тех, под которые сегодня берет заимствования американское правительство.
Сегодняшний пузырь надувается из-за чрезвычайно низких процентных ставок, причиной которых является то, что центробанк в больших количествах печатает деньги в ответ на пандемию коронавируса. В связи с этим возникает вопрос: что произойдет, когда приятная музыка легких денег прекратится, а процентные ставки начнут расти. Опыт прежних лет говорит о том, что когда это случится, пузыри начнут лопаться, а экономики с формирующимся рынком столкнутся с серьезными проблемами, так как деньги начнут возвращаться в США.
Основная проблема байденовского пакета бюджетного стимулирования на 1,9 триллиона долларов заключается в том, что может повториться точно такой же сценарий, который случился в прошлом. Рост процентных ставок в США вызовет взрыв глобального «пузыря всего». Это будет сопровождаться серьезным перегревом американской экономики.
Сегодня, когда экономика США все еще получает чрезвычайную денежную поддержку, а ее характерной чертой является существенный накопившийся спрос, вызванный карантинными мерами из-за коронавируса, к чему приведут «стимулы Байдена» — закачивание денег в экономику? Стимулы Байдена приведут к тому, что американская экономика получит колоссальное финансовое обеспечение, составляющее в сумме умопомрачительные 13% от ее объема. Это в три раза больше бюджетных стимулов Обамы в 2009 году. И поэтому вполне может случиться так, что стимулы Байдена приведут к бурному росту американской экономики в этом году, что, в свою очередь, вызовет ее перегрев.
Председатель федерального резерва Джером Пауэлл (Jerome Powell) без устали заверяет нас, что бюджетное стимулирование не грозит ростом инфляции. Однако бдительно следящие за облигациями эксперты явно не разделяют его точку зрения. С начала года ключевая ставка по казначейским облигациям с десятилетним сроком погашения поднялась с менее чем одного до 1,6%. Существует вполне реальный риск того, что если федеральный резерв и дальше будет отрицать инфляционные риски, долгосрочные процентные ставки по американским облигациям могут вырасти еще больше на фоне ожиданий дальнейшего роста инфляции.
В конце 2008 года королева Елизавета II задала своим советникам ставший знаменитым вопрос о том, почему никто не предупредил ее о взрыве американского пузыря на рынке жилья и кредитования. Обладая совсем свежим опытом, сегодняшние политики не смогут оправдаться, когда их спросят, почему они не предугадали вполне реальный риск взрыва еще большего пузыря, способного вызвать расстройство всей мировой экономики. Остается лишь надеяться, что когда глобальный «пузырь всего» на самом деле лопнет, эти люди не будут застигнуты врасплох, как экономические и политические руководители в 2008 году, не сумевшие спрогнозировать взрыв пузыря на американском рынке жилья.