Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Le Figaro (Франция): почему парижские музеи отказываются от римских цифр

© AFP 2021 / FRANCOIS GUILLOTЭкспозиция в Лувре, Париж
Экспозиция в Лувре, Париж - ИноСМИ, 1920, 17.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Некоторые музеи в Париже решили отказаться от античных чисел в обозначении веков, потому что все большее число посетителей не понимают древнюю нумерацию. При этом школьники младших классов обожают изучать римские цифры, которые используются в видеоиграх и сериалах.

«Смерть Людовику Крест-Галка-Палка!» — кричали «Неизвестные» в скетче о Французской революции. В те времена публика покатывалась со смеху при виде подобной глупости. Как бы то ни было, 30 лет спустя неспособность некоторых понимать римские цифры перестала быть шуткой и превратилась в серьезный вопрос.

По итогам четырех лет работы и полной реорганизации экспозиции по истории Парижа музей Карнавале решил полностью отказаться от них на некоторых табличках. Несколько лет назад так уже поступили в Лувре, отказавшись от античных чисел в обозначении веков по той причине, что они непонятны для иностранцев и большинства французов. Короли в Лувре все же сохранили за собой эту привилегию, и мы все еще видим там Генриха IV и Людовика XIV. В Карнавале же пошли еще дальше, и там теперь появились Генрих 4 и Людовик 14, что несколько режет глаз.

Эта тенденция к упрощению опирается на вполне понятное стремление охватить как можно более широкую аудиторию. За пределами латинских стран лишь очень немногие иностранцы могут с ходу расшифровать XVII или XIX. Что касается французов, то насчет аудитории, которую стремятся привлечь музеи (помимо верхних слоев общества и преподавателей), никто уже ни в чем не уверен. «Мы все видим, что посетители в залах редко читают тексты, особенно длинные. Им так же свойственно просматривать все по диагонали и пропускать экспонаты», — объясняет Ноэми Жиар из отдела работы с посетителями музея Карнавале.

Так как же все сформулировать, чтобы оно не казалось заумным? Руководство поручило отделу по работе с посетителями пересмотреть все тексты, что заняло немало времени и стоило сотрудникам серьезных усилий: нет ничего сложнее упрощения. Результатами стали сокращение и упрощение надписей, а также трехуровневая система табличек. На тех из них, что представляют зал (1000-1500 знаков максимум) или предназначены для детей (500 знаков) используются арабские цифры для обозначения веков и римские в именах королей.

Генрих 4 и Людовик 14

Рядом с ними находятся таблички «всеобщей доступности». Они расположены на высоте детского роста, состоят из коротких фраз (300 знаков), тактильных рисунков или надписей шрифтом для незрячих, то есть направлены на всех, кому недоступен письменный текст. Здесь мы встречаем Генриха 4 и Людовика 14. «Мы не против римских цифр, но они не должны быть препятствием для понимания, — уверяет Ноэми Жиар. — Сколько раз мы видели, как родители читают предназначенные для детей пояснения?»

Интересно, что на испанской версии всех табличек в музее короли и столетия обозначены римскими цифрами, потому что «в Испании их замена считается орфографической ошибкой». По словам Ноэми Жиар, она колебалась с этим шагом, поскольку даже частичное исчезновение римских цифр подняло бы шумиху. К сожалению, это не соответствовало методологии упрощенного написания для облегчения понимания, которая появилась в Европе в 2009 году и укрепляет позиции в музеях. Изначально она разрабатывалась для инвалидов и страдающих от дислексии и предполагает простой вокабуляр, а также отсутствие неявных отсылок.

Кстати говоря, в силу этого подхода музеи Руана тоже предложили отказаться от римских цифр на будущей выставке Руанского музея изящных искусств на тему «Саламбо» Флобера. Тем не менее директор Сильвен Амик ответил отказом, потому что «музей — одно из тех мест, где можно сохранить и объяснить их».

Разумеется, отказ от римских цифр огорчает историков и латинистов, которые всеми силами продвигают античную культуру и изучение древних языков. «Это то же самое, что ситуация с курицей и яйцом: чем меньше их будут видеть, тем хуже будут знать», — уверен Франсуа Мартен, председатель Координационного комитета преподавателей античных языков. По его словам, самое грустное в том, что «дети обожают учить римские цифры в начальной школе, потому что воспринимают это как игру». Их прочтение (по крайней мере, до трех десятков) довольно простое, и только даты могут вызвать трудности у учеников, как, впрочем, и у всех остальных. Как бы то ни было, такие длинные надписи, напоминание об ушедшем мире, отсутствуют в музеях и встречаются лишь на памятниках и фронтонах церквей.

В целом, латинисты расстроены исчезновением символа эпохи, которую обожает молодежь. «Ученики охотно окунаются в греко-римскую культуру, увлекательную, мифическую и в то же время престижную», — отмечает преподаватель Робер Делор. Помимо «Астерикса и Обеликса» и любимой среди детей 10-12 лет коллекции мифов римских цифр придерживаются видеоигры, фильмы и сериалы. Жаль, что Сильвестр Сталлоне, которому мы обязаны «Рокки II, III и IV», не живет в Париже. Он, наверное, смог бы вернуть античную нумерацию в музей Карнавале!