По случаю десятой годовщины сирийского кризиса Реджеп Тайип Эрдоган написал для Bloomberg статью, в которой заявил о приверженности традиционной политике в Сирии и обратился к Байдену: «Администрация Байдена должна работать с нами, чтобы положить конец трагедии в Сирии»
Реджеп Тайип Эрдоган подвергся резкой критике со стороны турецкой оппозиции по причине провала своей внешней политики, поскольку был вынужден безуспешно заискивать перед Египтом, Саудовской Аравией и Эмиратами, особенно в случае с Каиром, предъявившим множество требований. Тем самым турецкий президент был вынужден пересмотреть отношения с Соединенными Штатами, на этот раз в Сирии. Ему надоело ждать ответа от Джо Байдена, хотя прошло уже 55 дней после его прихода к власти, и поэтому Эрдоган воспользовался десятой годовщиной сирийского конфликта и в статье для Bloomberg отметил приверженность традиционной политике в Сирии и обратился к Байдену: «Администрация Байдена должна работать с нами, чтобы положить конец трагедии в Сирии».
В статье Эрдоган выступил в защиту Идлиба перед лицом вмешательства режима, убивающего местное население, и возложил на Асада ответственность за всю несправедливость, пережитую сирийским народом. «Я с гордостью говорю, что позиция Турции никогда не менялась с начала гражданской войны в Сирии», — отметил турецкий лидер.
Он также призвал президента Байдена и европейские страны поддержать действия Анкары в Сирии и занять четкую позицию против кровавого режима, целью которого являются зоны безопасности, а также против курдских сил, сотрудничающих с режимом. Наконец, он подтвердил готовность своей страны к всестороннему сотрудничеству с Америкой и западными странами, призвав их к незамедлительным совместным действиям в Сирии и регионе в целом.
По мнению бывшего посла Турции в Вашингтоне Фарука Логоглу, высказывания президента — очередная попытка завоевать расположение Байдена после многочисленных провалов по другим каналам. Посол сказал: «Заявления Эрдогана ярко демонстрируют провал его переговоров с российским союзником относительно урегулирования сирийского кризиса после неудачи вокруг сочинского соглашения по Идлибу».
Он добавил: «Кажется очевидным, что Эрдоган заискивает перед президентом Байденом, рассчитывая, что он поможет ему противостоять давлению со стороны Путина. В обмен он готов пойти на уступки США по ряду вопросов, включая ситуацию с С-400». С этим мнением согласен журналист Мухаммед Али Джулляр, расценивающий статью Эрдогана как попытку подорвать переговорные треки в Астане и Сочи
Представитель Народно-республиканской партии Фаик Озтрак на пресс-конференции в Анкаре возложил на Эрдогана ответственность за ситуацию в Сирии последних 10 лет как партнера проекта «Большой Ближний Восток». Он заявил: «Из-за особенностей темперамента Эрдогана и его мечты о молитве в мечети Омейядов турецкая политика в Сирии потерпела неудачу, и как следствие, то же самое произошло в Египте, Ливии и остальном регионе».
Политик добавил: «Он признал провал политики "Братьев-мусульман" (организация запрещена в РФ — прим. ред.), когда пытался добиться расположения Каира, но тот не поверил его словам, поставив следующие условия — отказаться от поддержки "Братьев" и провокационной политики в регионе и не вмешиваться в дела арабских государств».
Заявления президента Эрдогана и комментарии оппозиции по этому поводу позволяют сделать очевидный вывод: Анкара продолжает свою политику в Сирии и пытается уклониться от выполнения обязательств, согласованных в Астане, Сочи и, наконец, Дохе. Она хочет противостоять давлению России и Ирана, в частности, вокруг Идлиба и восточного берега Евфрата.
В это же время США и Европа вновь выступили против Дамаска, а британское правительство ввело санкции против ряда сирийских официальных лиц, включая министра иностранных дел Фейсала Микдада. Запад продолжает вести политическую и информационную кампанию против Сирии, переживающей серьезный гуманитарный кризис из-за американских и европейских санкций.
Параллельно появилась информация об усилиях России, цель которых — убедить Саудовскую Аравию, Эмираты и Египет в необходимости совместной и неотложной работы по урегулированию сирийского кризиса и помощи сирийцам, чьи беды вызваны главным образом подобным внешним вмешательством в дела государства.
Цель риторики Эрдогана и турецких министров, а также недавней статьи в Bloomberg — помешать российским планам. Если последние дадут плоды, Анкара окажется перед серьезной дилеммой, особенно если Эр-Рияд, Абу-Даби и Каир продолжат занимать нынешнюю позицию, нашедшую отражение в последнем решении Совета министров Лиги арабских государств. Речь идет о требовании вывести турецкие войска из Сирии, Ирака и Ливии.
Всем известно, что президент Эрдоган не пойдет на это из-за идеологических, связанных с исламом, амбиций, которые были и остаются главной причиной его вмешательства в Сирию и поддержки всех вооруженных группировок. По его мнению, Сирия стала ключом для мирного турецкого проникновения в арабский мир благодаря отношениям с президентом Башаром Асадом после 2004 года. Как известно, султан Селим сделал это с помощью армии 24 августа 1516 года, а из Сирии направился в Каир, куда вошел 11 января 1517 года и откуда вернулся с титулом халифа.
Посредством «арабской весны» Эрдоган хотел вернуть прошлое. Он понимал, что сделать это можно через Сирию, на чью территорию турецкая армия вошла 24 августа 2016 года, то есть через 500 лет после похода султана Селима. В наше время он сделал это с разрешения президента Путина, но своим заигрыванием с Байденом Эрдоган доказал, что российский лидер хочет избавиться от него любой ценой.
В ожидании ответа президента Байдена Сирия останется ключом ко всем турецким планам, от которых президент Эрдоган может отказаться лишь в случае соглашения между Байденом и Путиным. Турецкий лидер понимает, что достичь такого соглашения будет очень сложно, и ему остается лишь внести свой вклад в усиление разногласий между ними. Это он и делает, пытаясь публично снискать расположение президента США.