Те, кто не знают своего прошлого, обречены на его повторение, говорил гениальный Клаузевиц. В 1998 году под давлением США Украина отказалась от двухмиллиардного контракта по строительству Бушерской АЭС в Иране в обмен на инициативу США по углублению украинско-американского сотрудничества в сфере высоких технологий.
Ожидаемо, в результате такого решения Киева, Украина потеряла 1 процент ВВП, а место украинских компаний в Иране заняла российская компания Росатом, американские высокие технологии так и остались в Калифорнии или же переместились вместе с американским производством в Китай, а отказ от бушерского контракта так и остался позорной страницей в истории потери нашего индустриального потенциала и деградации от страны с высокоразвитой промышленностью — до экспортера руды, пшеницы и рабочей силы.
Вряд ли нынешнее руководство страны знает историю с бушерским контрактом. Но намного хуже, что никто из окружения Владимира Зеленского ему об этом не рассказал. Как и много других историй о том, что такое договороспособность, зачем нужен принцип взаимности и как работает механизм принятия внешнеполитических решений. Решения приняты без широкой публичной или экспертной дискуссии, исходя из внешнего давления, тактических сиюминутных эмоций, страхов и ожиданий.
Как и почему принимаются такие важнейшие внешнеполитические решения, которые не только будут стоить нам, налогоплательщикам, миллиарды долларов, но и критически повлияют на нашу безопасность, экономику, место нашей страны в мире, отношения к ней со стороны других партнеров? Кто и с какой стратегией руководит нашей внешней политикой в целом? И существует ли такая стратегия вообще либо ее заменили бессистемные шараханья в зависимости от новостей, которые кто-то заносит в нужный момент на четвертый этаж Банковой?
Отдельный вопрос после принятых решений — кем и чем для Украины является Китай? И есть ли вообще политика Украины в отношении этого государства, члена СБ ООН и стороны Будапештского меморандума, если одновременно накладываются санкции на китайские компании и провозглашается цель визита президента Украины в Пекин для привлечения инвестиций и развития торговли?
Невольно складывается впечатление, что на геополитической карте украинских приоритетов Китай выглядит, как большое темное пятно или туманность. Силу гравитации Китая нельзя игнорировать, как в глобальном масштабе, так и в рамках региона Центральной и Восточной Европы. Китай имеет самую быстрорастущую экономику в мире со средними темпами роста 10 процентов в год, и является главным нашим внешнеторговым партнером. В настоящее время номинальный ВВП Китая составляет 14,34 триллиона долларов, что является третьим по величине ВВП в мире после ВВП США в размере 21,43 триллиона долларов и ВВП ЕС — 18,29 триллиона долларов. Прогнозы о выходе Китая на первое место по объёмам ВВП в мире разнятся только по датам, когда это произойдет — к 2030 году, немного раньше или немного позже. Как и дискуссии о том, когда именно Китай может сравниться в военном отношении с США. Хотя и сейчас эта страна имеет наибольшую военную мощь в мире, с армией в 2,8 миллиона солдат — вдвое больше, чем армия США. Крупнейшая экономика мира по паритету покупательной способности, высокие темпы роста и масштабные геополитические проекты, создающие возможности для многих — все это элементы сегодняшней и завтрашней привлекательности Китая в мире и в нашем регионе. Китай впечатляет своей экономикой, инновациями, городами, транспортными решениями — список не исчерпать. Это подтвердит каждый, кто бывал в Китае в последние несколько лет.
С другой стороны, очевидно, обостряются противоречия между Китаем и США, нашим главным и важнейшим внешнеполитическим партнером. Причем этим противоречиям придается цивилизационное и ценностное измерение. Политические процессы в мире выстраиваются вокруг оси «либерализм-авторитаризм», и Китаю в этом нарративе предлагается роль СССР 50-летней давности. И прямо скажем — не без оснований. Только лишь с тем отличием, что либерализм постепенно теряет свои позиции в мире, а Китай хорошо изучил уроки распада СССР и не собирается повторять ошибки советского руководства. Кто сомневается — изучите хотя бы китайский опыт решения социальных проблем или контроля над интернетом. Или сравните эффективность борьбы с covid-19 в Китае и США. Проблемы, которые привели к развалу Советского Союза, Китаем системно решаются, и, пока что, в долгосрочной перспективе прогноз развития Китая достаточно позитивный.
С другой стороны, Китай точно не образец демократии и свободы слова, а социальный контракт китайцев и Компартии — не совсем пример для подражания. Но достаточно ли этого для того, чтобы опять жертвовать своими экономическими интересами, международным имиджем, отношениями с такой огромной и важной страной для того, чтобы счет в американо-китайском соревновании пополнился на один пункт в пользу США? Китай уже отправил делегацию китайского бизнеса в оккупированный Крым — и это лишь первый, но очень прозрачный намек о том, какими могут быть последствия. Кто-то вообще просчитывал все последствия подобных решений, и готов ли нести за них личную ответственность?
Это действительно непростой вопрос — как Украине маневрировать между США и Китаем, если в силу тех или иных причин она оказалась элементом их противостояния. Но для начала нужно хотя бы провести инвентаризацию прошлого — что, кому, когда обещал и насколько выполнены те или иные обещания. И такая инвентаризация может удивительным образом дать очень точный и хороший ответ на этот и другие важнейшие вопросы. Или проанализировать как в таких ситуациях ведут себя другие страны. Германия, Франция, или хотя бы Польша с Венгрией — они точно поступили бы так, как мы?
Очевидно, что Украине с ее внешней политикой, лишенной инициативы и пространства для маневра, нелегко будет сформулировать долгосрочное видение роли и места Китая в системе собственных национальных интересов. Поскольку на Украине пришла к власти молодая неопытная команда, последствиями отсутствия знаний об управлении страной стало их полное непонимание внешнеполитических опасностей в вопросе отношений с ведущими странами мира. Киев зависим внешне и слаб внутренне. В условиях нарастающего противостояния Китай — США, а в перспективе — Китай — Запад, для того чтобы играть в собственную игру на китайском направлении и в американо-китайском соперничестве, нужна или очень активная системная многоуровневая дипломатия, или, разве что, как в картежной игре «в дурака» — оставить все на долю случая. Но если выберут второй вариант, почему-то я уже знаю, кому в этой игре уготована роль дурака.
Китай является, и в перспективе нескольких лет будет важным и непростым партнером для Украины. Его роль во внешней политике Украины определяется статусом крупнейшего торгового партнера, характером отношений Киева с Вашингтоном, ростом регионального присутствия Китая в Центральной и Восточной Европе и внутриполитическими соображениями. Широкие круги украинского бизнеса развивают активные связи с Китаем; для Украины актуальным остается более полноценное участие в инициативе «Один пояс, один путь» и, в целом, более активное сотрудничество с Китаем в области инвестиций, развития транспортной инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства. Сотрудничеству с Китаем по этим вопросам остается все меньше реальных альтернатив. Понимая значимость китайского вектора, украинская дипломатия чаще прибегает к риторике о важности азиатского направления в целом. Но риторика не всегда сопровождается практическими шагами.
После правильных заявлений отечественного МИД в отношении важности азиатского вектора и особенно Китая, Киев принимает резонансные решения в отношении сделки по Мотор-Сич или, например, не упоминает Китай среди стратегических партнеров в новой редакции стратегии национальной безопасности. Но в тоже время инициирует визит президента в Пекин. Такое впечатление, что одни чиновники не имеют понятия о том, что делают другие и наоборот, решения в офисе президента Украины принимаются спонтанно, без долгосрочного планирования и под влиянием увеличенных страхов или неоправданных надежд.
Многое из того, что анонсирует офис президента, остается нереализованными проектами и воздушными замками. В данный момент сложно понять, насколько заявленная подготовка турне президента Зеленского по странам Азии, является действительно рабочей инициативой, особенно с учетом недавней смерти посла Украины в Китае. В любом случае, противоречия между таким турне (с визитом в Китай) и шагами по делу Мотор-Сич, там действительно не видят — чем еще более укрепляют не только в Китае, но и на Западе, восприятие Киева как не совсем адекватного во внешней политике игрока, которого лучше оставить в сторонке и без крайней необходимости не беспокоить — а то еще чего начудит.
Президенту, после двух лет пребывания в должности, нужно наконец-то перестать шутить с внешней политикой. Необходимо четко определить иерархию наших национальных интересов, стратегию их достижения — и следовать ей, а не все время реагировать на постоянно меняющуюся международную обстановку. Нужно максимально уходить от тактических похлопываний в ладоши, удерживать сбалансированные отношения, не портить отношения ни с Вашингтоном, ни с Пекином, все время помнить о том, что нужно нам, а не им. Их конфликт — это их конфликт. От нашего участия в нем лучше нам не станет. Кто не верит — вспомните бушерский контракт.