Украинский посол в Германии Андрей Мельник отметился новым скандальным заявлением в адрес главной страны Евросоюза.
Он заявил, что Берлин должен помогать Украине вернуть Крым, поскольку немцы еще не расплатились перед Украиной за «немецкий колониализм» и зверства нацистской оккупации на полуострове.
Заявление прозвучало в разгар пиара «Крымской платформы» — инициативы Банковой по возвращению вопроса Крыма в мировую повестку.
Заявляется проект как международный. Однако Евросоюз пока массово к нему не присоединился — из его стран поддержала платформу только Литва. С чем, видимо, и связаны упреки посла в адрес флагмана ЕС — Германии.
Впрочем, Андрей Мельник «бичует» немцев не впервые. Разобрались, чего хотят власти Украины от Германии сегодня, и как посол раз за разом критикует страну пребывания.
За Севастополь ответят?
Сегодня Андрей Мельник обрушился на власти Германии и заявил, что они обязаны помочь Украине вернуть Крым. Основание — немцы дважды за прошлое столетие захватывали полуостров и творили там зверства во время нацистской оккупации.
Связь тут достаточно шаткая. Если брать захват Крыма во время Второй мировой войны, то полуостров не входил тогда в состав Украины — он был частью РСФСР. Так что формально немцы оккупировали его у России. И, продолжая эту логику, должны «возвращать» его Москве, а не Киеву.
Но послушаем Андрея Мельника.
«Моральный долг Федеративной Республики положить конец незаконной оккупации Крыма следует прежде всего с всегдашней исторической ответственности Германии перед Украиной за нацистскую тиранию с более чем 8 миллионами украинских жертв войны», — написал украинский посланник в колонке для издания Berliner Zeitung.
«Нацистская тирания оставила кровавое наследство в Крыму. Эти забытые зверства еще нужно проработать», — сказал посол.
По его мнению, Германия и ее союзники имеют множество политических и экономических инструментов, которые можно и нужно использовать, чтобы заставить Россию отказаться от аннексии Крыма и остановить ее агрессивное поведение.
«Прямо сейчас в Германии есть историческая возможность объединить усилия с новым американским правительством, чтобы противостоять кремлевским правителям с новой трансатлантической жесткостью. Крым — это лакмусовая бумажка, действительно ли немцы готовы брать на себя больше ответственности на мировой арене и бороться за международное право», — заявил Мельник.
Он также попенял Западу в целом, что тема Крыма затухает на международных площадках. А Германии — за то, что санкции против России не такие строгие, как хотелось бы Украине — и напомнил об истории с поставкой в Крым турбин «Сименс».
Развивая тему «исторической ответственности» Германии перед Украиной Мельник также напомнил о том, что в 1918 году немецкие войска вошли на полуостров. Это, напомним, происходило по условиям Брест-Литовского мира и по согласованию с украинской Центральной Радой.
Именно немцы тогда выгнали с полуострова войска украинского генерала Болбочана, которые пришли туда, чтобы очистить Крым от красных.
Мельник пишет, что в основе действий Германии тогда лежал «чистый немецкий колониализм». И что немцы не давали Украине объединиться с полуостровом, заявляя, что «германская империя торпедировала все попытки» такого объединения. «Берлин играл с идеей создания отдельного государства для немецких колонистов», — считает посол и называет это «нелепым проектом».
Также он напомнил, что и Гитлер мечтал сделать из Крыма «немецкую Ривьеру» и очистить полуостров для немцев.
«Германия может исповедовать свою историческую ответственность перед Украиной не только чествованием миллионов украинских жертв нацистского террора, но прежде всего благодаря мужественным и решительным действиям, чтобы предотвратить новую трагедии», — пишет посол.
«Учитывая ее колониальное прошлое в Крыму, Германия из всех стран должна сыграть ведущую роль в прекращении варварства Путина и освобождении полуострова из его когтей», — делает вывод Мельник.
Вывод, повторимся, логически спорный — Крым тогда в состав Украины не входил. Поэтому оплачивать исторические долги за него Германия должна явно не перед Киевом.
Если же брать чисто дипломатический аспект проблемы — то колонка Мельника выходит за любые рамки межгосударственного этикета. По сути это дипломатический скандал — посол требует у суверенной страны неких действий, обвиняя ее «колониализме» и преступлениях почти столетней давности.
Но почему Мельник в таком тоне говорит в немцами?
«Пиар» Крымской платформы
Как уже говорилось выше — риторику посла следует отнести к инициативе «Крымской платформы», которую сейчас активно проталкивает Украина.
Первый саммит этой организации должен состояться в августе. А пока Киев усиленно работает над тем, чтобы собрать вокруг нее как можно больше стран.
Пока поддержали «платформу» США, Великобритания, Турция, Литва и Канада. То есть в основном англосаксонские государства, лояльные к ним прибалты, а также турки, у которых на Крым свои отдельные виды (и, как уже рассказывала «Страна», не исключено, что именно под них «Крымская платформа» и создается).
Нельзя исключать, что число подписантов пополнится другими странами из того же ряда — речь прежде всего о союзниках США из Восточной Европы, которые неизменно поддерживают любые антироссийские программы.
Другой вопрос — войдут ли в «платформу» крупные страны Евросоюза и захотят ли они обострять отношения с Москвой, которая уже заявила, что проект Зеленского расценивает как угрозу своей территориальной целостности. Кроме того, у Франции и Германии непростые отношения с Эрдоганом. И это, возможно, еще одна причина почему они пока не проявляют активности в отношении «платформы»
Тем временем, Зеленский сейчас активно лоббирует этот вопрос. Вчера он звонил Ангеле Меркель с данным предложением. Реакция пока неизвестна. Но, как видим, параллельно, в своем стиле, немцев «обрабатывал» и посол Мельник.
Правда, судя по стилю его обращения — «требуем, а не просим» — эффект может быть обратным. Тем более, что подобных заявлений у Мельника было много — и они уже вызывали негативную реакцию властей ФРГ.
Вспомним, на чем еще оскандалился украинский посол в Германии.
Другие «зашквары» посла Мельника
В начале февраля украинский посол обрушился на президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера.
Штайнмайер заявлял, что нужно продолжать строить «Северный поток — 2» и не ссориться с Россией. Поскольку исторически эти ссоры приводили к трагическим последствиям — как, например, во время войны Германии и СССР.
Мельник на это заявил, что президент Германии «искажает историю» и немцы несут ответственность и перед народом Украины, а не только России. Хотя сам Штайнмайер этого и не говорил — он упоминал Советский Союз в целом.
Тон Мельника был откровенно конфронтационным, и президент Германии ответил ему, что посол проявил «полное непонимание» того, о чем говорил Штайнмайер.
Весьма конфликтные отношения у посла и с немецкими историками. В октябре он обвинил их том, что немцы и совместной украино-германской комиссии не хотят признать Голодомор геноцидом украинцев.
То есть посол Украины грубо вмешивался в работу историков двух стран, которые на госслужбе не состояли и отчитываться перед Мельником вообще не были обязаны.
Эта история тогда вызвала скандал в немецкой прессе, которая опубликовала сообщения украинского посла.
А на днях Мельник опять «наехал» на немецких историков. После того, как в Мюнхене кто-то облил краской могилу Степана Бандеры, посол внезапно заявил, что виноваты в этом ученые Германии, которые «демонизировали» вождя ОУН.
Также Андрей Мельник заявлял МИД Германии, что Украина не будет закрывать скандальный сайт «Миротворец», поскольку он «сугубо частный».
И уже общим местом стало постоянное напоминание Германии о том, что она повинна в преступлениях нацизма.
Посол Украины использует этот риторический прием в 90 случаях из 100, если речь идет о каких-то дискуссионных темах с немцами. Он постоянно педалирует тему исторической вины Германии, и в силу этого — необходимости вести только ту политику, которая подходит Украине.
Не исключено, кстати, что Украина здесь просто копирует риторику Польши, которая в полемике с немцами также постоянно использует этот прием.
Правда, Варшава — член Евросоюза, и Германия связана с ней обязательствами. С Украиной же ситуация зеркально противоположная — мы нуждаемся в поддержке Берлина больше, чем он — в поддержке Киева. И скандальным поведением дипломатов Украина вряд ли добьется ее увеличения.
Скорее эффект может стать обратным.