Девятого января этого года The Washington Post сообщил, что занимавший тогда пост президента Дональд Трампа в телефонном разговоре с Фрэнсис Уотсон (Frances Watson), главным следователем, занимающимся вопросом выборов, поручил ей «найти мошенничество». Как сообщало издание, он упоминал, что она может стать «национальным героем».
Как признал The Washington Post в правках к сообщению, обе этих цитаты были неверны. «Трамп не говорил следователю „найти мошенничество" и не утверждал, что она станет „национальным героем", если так поступит. Вместо этого Трамп призвал следователя внимательно изучить бюллетени в округе Фултон, Джорджия, утверждая, что там она может найти „обман". Помимо этого, он сказал, что у неё „сегодня самая важная работа в стране"», — сообщается в правке.
Напомним, что эта статья с неверным цитированием Президента США вышла в период переполоха, равного которому в современной истории сложно найти: с третьего ноября 2020 года Трамп и его союзники пытались убедить своих сторонников, что Джо Байден украл выборы. Эта ложь, теоретически, и была тем мотивом, который побудил сторонников Трампа ворваться в январе в Капитолий в момент, когда Конгресс рассматривал результаты голосования коллегии выборщиков.
Доказательства неправомерных действий Трампа относительно результатов выборов появлялись и до, и после атаки на Капитолий шестого января. Вот как всё было. Второго января Трамп говорил по телефону с госсекретарем Джорджии Брэдом Раффенспергером (Brad Raffensperger), потребовав от него «найти голоса, чтобы отменить поражение». На следующий день репортер The Washington Post Эми Гарднер (Amy Gardner) обнаружила запись этого телефонного разговора. Девятого января Гарднер опубликовала ныне исправленное сообщение о разговоре Трампа с Уотсон, состоявшемся 23 декабря. Отслеживать телефонные разговоры президента-нарушителя закона — дело непростое.
В разгар преувеличенных слухов о нарушениях в ходе выборов этот разговор между президентом Соединенных Штатов и следователем уровня штата был самым настоящим нарушением. «Расследование незакончено, — сказал тогда Раффенспергер The Washington Post. — Я не считаю, что избранный чиновник должен как-то участвовать в этом процессе».
Разговор состоялся. Это был акт злоупотребления властью президента, но подкупить следователей, работавших под руководством Раффенспергера, у него не вышло. Однако Трамп не совсем тот откровенный жулик, каким его описали в The Washington Post. Мы знаем это, потому что на прошлой неделе Кэмерон Макуиртер (Cameron McWhirter) из Wall Street Journal опубликовал запись шестиминутного телефонного звонка Трампа Уотсон.
В записи нет никакого «найдите мошенничество». На самом деле Трамп сказал: «Если вам удастся добраться до Фултона, вы найдете невероятную вещь: обман».
Не было никакого «национального героя». «Когда появится правильный ответ, вас будут хвалить… Люди будут говорить: „Отлично". Ведь дело как раз в этом: в возможности проверять и исправлять», — сказал Трамп Уотсон.
Сообщение The Washington Post основывалось только на одном источнике: «знакомом со звонком человеке, который говорил на условиях анонимности из-за деликатного характера информации». Хотя в статье от девятого января издание не стало раскрывать этот источник, оно сделало это после выхода сенсации Wall Street Journal. «Сообщение The Washington Post о звонке Трампа, совершенном 23 декабря, утверждающее, что он требовал от Уотсон „найти мошенничество" и заявлял, что она станет „национальным героем", основывалось на информации Джордан Фукс (Jordan Fuchs), заместителя госсекретаря, которой Уотсон рассказала о его словах».
В интервью для Erik Wemple Blog Фукс сказала: «Я считаю, что статья точно передала впечатление следователя от звонка. Единственной ошибкой стали прямые цитаты, нужно было писать больше в стиле резюме». По словам Фукс, The Washington Post раскрыл её роль в происходящем с её позволения. Как сообщает Фукс, она получила отчет следователя, её прямой доклад, «вскоре» после завершения разговора с Трампом.
«Я считаю, было бы абсурдно предполагать, что президент не призывал следователя „найти мошенничество", — добавляет Фукс. — Именно эти слова [Уотсон] передала мне тогда».
New York Times быстро подхватил сообщение The Washington Post, используя в том числе и неточные цитаты. В понедельник они также внесли исправления. CNN добавил к своей статье следующее примечание: «Ранняя версия этой статьи, опубликованная девятого января, включала слова президента следователю из Джорджии, переданные как прямые цитаты. Статья была исправлена в соответствии с обнаруженной аудиозаписью звонка». ABC News также добавил примечание редактора.
Мы попросили The Washington Post прокомментировать утверждения о том, что действия издания равносильны опровержению, а также ситуацию с тем, что они опираются только на один источник. Издание ответило следующим заявлением:
«После того, как мы узнали, что наш источник не был точен в передаче слов президента Трампа, мы исправили статью и на прошлой неделе выпустили отдельное новостное сообщение, размещенное в верхней части сайта и на первой странице печатной версии. Мы не убираем нашу январскую статью, так как она передает суть попытки Трампа повлиять на работу следователей в Джорджии».
Вот, что произошло. Неправильная передача слов высшего избранного должностного лица страны — это серьезная оплошность, которая в данной ситуации кажется излишней, ведь сам факт звонка — уже огромный эксклюзив. Когда дело касается звонков, лучшим источником является тот, кому звонили. Сторонники бывшего президента попытаются увековечить эту статью в памяти поколений как вымысел или «фальшивую новость». Однако есть неопровержимый факт: как свидетельствует запись Wall Street Journal, Трамп же бесчестными намерениями и предложениями, которые он привносил в каждый из кризисов на посту президента.