Начиная с апреля на продаваемых в России новых айфонах и устройствах с iOS будет дополнительный шаг в настройках. Кроме вопросов о языковых предпочтениях и предложений активировать Siri пользователи увидят экранную надпись, предлагающую им установить целый список приложений российских разработчиков. Это не какая-то региональная особенность. Это уступка, на которую пошла компания Apple под давлением Москвы. Она может иметь серьезные последствия, которые выйдут за пределы российских границ.
Речь идет о законе от 2019 года, по которому Россия решила, что во все компьютеры, смартфоны, телевизоры с выходом в интернет и так далее необходимо предварительно загружать утвержденные государством приложения из специального списка. Список включает браузеры, мессенджеры и даже антивирусные сервисы. Apple на это не пошла. Предлагаемые приложения не устанавливаются заранее, и пользователь может их не загружать. А вот нынешнее решение компании изменить свои правила предварительной установки может привести к тому, что другие репрессивные режимы, подобные российскому, выдвинут аналогичные ограничивающие свободу требования. Причем их «местные сервисы» могут оказаться даже более назойливыми.
«Это происходит в контексте многолетнего усиления давления регуляторов на IT-компании в России», — говорит директор по исследованиям в области технологий и демократии Адриан Шахбаз (Adrian Shahbaz) из базирующейся в США правозащитной некоммерческой организации Freedom House. Эта страна прилагает серьезные усилия по ужесточению механизмов контроля, цензуры и массовой слежки в интернете. А правительство вводит все более строгие нормы и правила для местных IT-компаний. «Они должны хранить данные на местных серверах, предоставлять спецслужбам ключи расшифровки, а также удалять контент, который нарушает российские законы», — говорит Шахбаз. Правда, эти требования выполняют не все компании. Но вот что беспокоит Шахбаза: «Сейчас компании будут вынуждены рекламировать на своих платформах одобренные государством приложения».
Закон о предварительной установке приложений получил название «закона против Apple», потому что он провоцирует компанию на полный уход с российского рынка, если она не захочет менять правила в подконтрольной ей экосистеме айфонов. Но Apple на провокацию не поддалась, а сделала для России исключение, каких нет для других стран и компаний, в том числе у производителей Android. Google, разрабатывающий мобильную операционную систему Android с открытым исходным кодом, не производит непосредственно большую часть аппаратуры на этой платформе и не может диктовать, какие приложения должны быть установлены заранее на устройствах третьих сторон. (Вообще-то Google делает телефон Pixel, но не продает его в России.)
Михаил Климарёв, работающий исполнительным директором некоммерческой организации «Общество защиты интернета», считает, что закон о предварительно установленных приложениях выполняет двойную функцию в интересах Кремля. Он дает возможность рекламировать приложения, за которыми государство может следить, а значит, и контролировать в своих целях. И этот же закон одновременно позволяет правительству манипулировать рынком информационных технологий. Закон будет карать и подвергать штрафам любого продавца, который реализует не имеющие местных приложений компьютеры и смартфоны, но не их производителей. Если, конечно, компания-изготовитель не продает свою продукцию в России напрямую, как это делает Apple.
«По факту ответственность за нарушение возлагается не на поставщика, а на розничного торговца, — говорит Климарёв. — В данном случае закон будет использоваться для уничтожения мелких продавцов. А крупные дистрибьюторы поднимут цены. В России в последнее время принимают много абсурдных законов, которые технически неисполнимы».
Apple не впервые сталкивается с агрессивными правовыми требованиями авторитарных властей, так что ситуация с обязательными российскими приложениями для компании не в новинку. И она не впервые уступает этим требованиям. Примечательна история, случившаяся в Китае. Чтобы продолжить работу в этой стране, Apple пришлось согласиться на услуги местного поставщика облачного хранилища, чтобы хранить у него данные китайских пользователей iCloud и ключи шифрования. Кроме того, Apple по требованию властей удаляет приложения из своего китайского магазина приложений App Store. Однако уступка России в вопросе установки ее приложений стала новым шагом во взаимодействии компании с репрессивными государствами.
«Это часть общей тенденции, которую мы наблюдаем в таких странах, как Иран, Турция и Индия, — говорит Шахбаз. — Власти выражают недовольство популярными иностранными приложениями и продвигают их местные эквиваленты, что позволяет им жестче контролировать данные и коммуникацию. Это недобросовестная торговая практика заманивания клиентов».
С точки зрения экономики и национальной безопасности в определенной степени понятно, почему государства хотят рекламировать программы отечественного производства, предлагая их собственным гражданам. Но на практике усиливающееся разделение интернета разрушает его свободу во всем мире и подрывает всю концепцию децентрализованной глобальной сети.
План Apple оставляет пользователям множество возможностей для удаления навязываемых государством приложений. Но их реклама во время настройки неизбежно приведет к более широкому распространению предпочтительного для России программного обеспечения. Эти приложения разрабатывает не само государство, но у кремлевского режима, как и у многих авторитарных государств, есть обширные возможности для проникновения в экосистему интернета. Результатом распространения таких приложений станет то, что у государства будет больше доступа к данным и персональной информации российских пользователей. Может даже возникнуть ситуация, когда государство будет отслеживать, на каких устройствах используются определенные приложения, а с каких их удалили.
Остается вопрос о конечной цели России. Состоит ли она в том, чтобы полностью изолироваться и отключить свой сегмент интернета от внешнего мира? Или государство отдает предпочтение гибридной сети? Так или иначе, возможность рекламировать определенные приложения на iOS дает Кремлю большие преимущества.
Компания Apple могла просто позволить России предустанавливать на устройствах с iOS любые приложения, какие она хочет. Но она также могла занять и более жесткую позицию против такого вмешательства. Вместо этого Apple нашла некий компромиссный вариант, за который вполне могут ухватиться другие страны.