В ходе интервью Джо Байден комментировал доклад американских спецслужб, в котором указывалось, что Владимир Путин одобрил вмешательство в прошлогоднюю избирательную кампанию в США. Что именно содержалось в этом отчете? Этот вопрос Польское Радио адресовало Матеушу Пётровскому, эксперту из Польского института международных дел.
В докладе основное внимание уделяется России, но в нем также говорится об Иране и Китае. Самое важное отличие от российского вмешательства в 2016 году заключается в том, что американские спецслужбы не нашли информации о том, что Россия пыталась повлиять на сам процесс в смысле вмешательства в результаты. В качестве главных обвинений против России, если речь идет о кампании, в этом докладе указываются: сеяние дезинформации, попытка подорвать кандидатуру Джо Байдена, в основном, путем обвинения в коррупции в Украине, попытка сбросить вину на Украину за дезинформационную кампанию, усиление социальной поляризации в США и игра на страхе общества в пользу кандидатуры Дональда Трампа. Таковы главные обвинения в адрес России в этом докладе.
На вопрос, а как Россия за это заплатит, Джо Байден ответил: «скоро узнаете». Каких шагов Вашингтона можно ожидать в отношении России за упомянутое вмешательство?
Конечно, санкции. Если Байден говорит в интервью, что будут приняты какие-то меры, — доклад появился в Конгрессе еще в январе, сейчас он обнародован с некоторыми вырезками, но выводы те же — то я ожидаю, что Министерство торговли, Государственный департамент или Министерство юстиции США будет принимать все необходимые персональные шаги против отдельных компаний, которые будут и дальше влиять на американо-российские отношения скорее негативно, чем положительно.
Стоит отметить, что слово «убийца» не вышло из уст Байдена, он утвердительно ответил на вопрос журналиста: является ли Владимир Путин убийцей. Являются ли эти острые слова элементом новой американской риторики, элементом определенной стратегии США по отношению к России?
Я думаю, что это риторика, которая да, очень острая, сложно с этим не согласиться, является элементом стратегии. Это не является каким-то неожиданным выстрелом со стороны Байдена, это вписывается в план, принятый в отношении России. Как он сам выразился, «можно иметь жвачку и одновременно жевать жвачку». Он имел в виду, например, ведение стратегического диалога с Россией о разоружении, и первый элемент этого мы уже увидели как продление еще на пять лет договора New START (Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений). И в тоже время не нужно при этом связываться с Россией, улучшать с ней отношения и стремиться к какой-то перезагрузке отношений, налаживать сотрудничество в форме дружбы, нужно дискутировать по стратегическим вопросам, которые имеют значения для глобальной безопасности и рассматривать себя скорее как противников, нежели как страны, которые имели бы статус партнёра.
То есть перезагрузки российско-американских отношений не будет, но и не будет срыва, краха отношений между Россией и США?
Я подозреваю, что Россия будет стараться указывать и дальше на то, что Байдена волнует не улучшение, а ухудшение отношений. Здесь трудно говорить о желании американской стороны улучшить отношения с РФ, так как Россия по-прежнему остается государством, не соблюдающим нормы международного права. Уже 7-я годовщина аннексии Крыма. Я думаю, что скорее будет сотрудничество, но в очень ограниченном объеме.