Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Javan (Иран): «Тегеран-Москва» — мост в новое будущее?

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В.Путина в Иран
Рабочий визит президента РФ В.Путина в Иран - ИноСМИ, 1920, 22.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Продолжающееся сближение Москвы и Тегерана выглядит весьма многообещающей тенденцией, уверен посол Ирана в России. На фоне российско-американского противостояния он предрек отношениям России и Ирана «блистательное будущее» и призвал остерегаться подстрекательств к «грузинскому сценарию» в Иране.

Продолжающееся сближение Москвы и Тегерана и формирование новых блоков и союзов, прежде всего, с подключением к этим союзам новых крупных игроков, представляющих азиатский континент, выглядит весьма многообещающей тенденцией, прежде всего, с точки зрения укрепления многополярности и многосторонности в международных отношениях. Подобные тенденции приобретают все более глобальный характер и сейчас они выглядят как прямая попытка противостоять устремлениям и необоснованным требованиям новой американской администрации на международной арене.

Казем Джалали, посол Ирана в России, в одной из своих недавних статей предрек «блистательное будущее» российско-иранским отношениям. В начале статьи Джалали, указав на неотвратимо приближающийся новый виток российско-американского противостояния, возникающий, прежде всего, из-за новых обвинений Вашингтона в адрес Москвы, написал, что доктрина гегемонии Запада в международных отношениях и стратегия всеобъемлющего противодействия России в политике новой американской администрации Джозефа Байдена станет политикой максимального давления на России, с целью ограничения ее суверенитета. Эту доктрину, по словам автора статьи, следует рассматривать как новое издание англосаксонской стратегии или стратегии союза Великобритании и США в их попытках «навсегда покончить» с Россией как с великой державой, низвести ее роль до роли колосса на глиняных ногах, который останется крупным лишь в географическом отношении.

Дипломат убежден, что администрация Байдена полна решимости создать максимальное давление и максимально ограничить суверенитет новой России во главе с президентом Владимиром Путиным, и ради реализации этого плана предусмотрела новые санкции против России, усиление военного присутствия и влияния блока НАТО на границах с Россией, прежде всего, на Украине, в Грузии и на Черном море. Но кроме этого, похоже, что особое значение американская администрация будет придавать попыткам реализовать на территории России те сценарии, что уже были апробированы на территории Украины и Грузии: сценарии, подразумевающие осуществление так называемой «бархатной революции» через уличные протесты и беспорядки, которые должны привести к дестабилизации политической остановки, создать хаос в стране и, в конечном итоге, привести к власти новую, полностью «ручную» и послушную Западу администрацию.

Как убежден дипломат, на повестке дня западных спецслужб, которые будут реализовывать данный план на территории России, останется материальная и морально-психологическая поддержка уличных протестов, которые уже имели место в России в январе 2021 года: однако теперь они предусмотрели более гибкую стратегию, которая предусматривает не сколько опору на прозападные политические силы (очевидно, что подобные силы утратили то влияние, которые имели в стране в начале 90-х гг. прошлого века, сразу после распада СССР), сколько попытки эксплуатировать лозунги, которые, как полагают на Западе, должны получить общественную поддержку в «России Путина»: это лозунги, связанные с борьбой за «социальную справедливость», борьбой против коррупции и дискриминации меньшинств.

Как ожидается, основная цель этой стратегии, которая должна работать до следующих президентских выборов-2024 в России, — это максимально исказить в массовом сознании России образ Путина как безальтернативного в настоящий момент национального лидера и повлиять, таким образом, на результат очередных выборов, свергнуть и демонтировать действующую в стране политическую систему. При этом, категорически важно, чтобы при этом сложилось впечатление о свержении действующей в стране политической системы именно обществом, изнутри, а не диктовалась бы извне. Джалали также привел некоторые публичные высказывания министра иностранных дел России Сергея Лаврова, которые должны проиллюстрировать данную стратегию: в частности, приведя фразу российского министра иностранных дел о том, что от «сотрудничества России и Евросоюза уже ничего не осталось», Джалали назвал наблюдаемую сейчас напряженность в отношениях России и Запада лишь верхушкой айсберга или только малой частью тех претензий, которые Запад на самом деле имеет против России.

Еще раз о «Доктрине Трумена»

Далее посол Ирана в России вкратце приводит известную американскую внешнеполитическую доктрину, называемую обычно «доктриной Трумэна», по имени Гарри Трумэна, тридцать третьего президента США, которая применялась затем и республиканцами, и демократами, а в настоящее время также применяется американской политической элитой и элитой американских спецслужб в отношении Ирана: «Перенесите войну на их собственную территорию, и ни в коем случае не позволяйте, чтобы они перенесли войну в ваш дом; поставьте их в положение все время обороняющихся. Никогда и ни за что не извиняйтесь перед ними».

Он упоминает противостояние Ирана с США в контексте всего Западноазиатского региона, также в контексте сохранения независимости и территориальной целостности самим Ираном, его стабильного развития и прогресса, и пишет, что сам Иран в данном противостоянии одновременно использовал следующую тактику: во-первых, наращивание Ираном возможностей для сдерживания, с опорой на собственные силы, во-вторых, попытка нейтрализовать развязанную США против Ирана экономическую войну, в-третьих, стабильное развитие, на долговременную перспективу, связей Ирана с другими сильными региональными и международными игроками, включая Россию и Китай. И в-четвертых, все же всегда оставлять возможность вернуться к переговорному процессу с США в контексте конфронтационной дипломатии, оставляя «окно для переговорного процесса открытым». Именно для переговорного процесса, а не подписания капитуляции. И вывод, который делает посол, следующий: результатом этой конфронтации США и Ирана будет ни что иное, как то, что «лев сможет отстоять собственные владения», а историческую возможность, по словам посла, для достижения этой победы ни в коем случае нельзя упускать по наивности.

По словам, Джалали, нынешний Иран как раз сделал все необходимые шаги и подготовил почву для перехода страны к стабильному процветанию и блистательному будущему, поскольку создал возможности для сдерживания, с опорой на собственные силы, выдержал «санкционное давление» США и поддерживал постоянные, прочные, а главное, конструктивные связи с другими странами, как региональными игроками, так и мировыми великими державами.

Стратегия США в отношении Ирана

Посол Ирана в России Джалали также в своей статье затронул и те шаги, которые предпринимали и предпринимают США, чтобы воспрепятствовать развитию российско-иранских связей, прежде всего, чтобы не допустить укрепления взаимодействия двух стран на особо важных направлениях. В данной связи дипломат говорит о ведении США пропагандистской политики и так называемых психологических операциях под руководством спецслужб, как в России, так и в Иране, с целью разрушения отношений и атмосферы сотрудничества между двумя государствами, как на уровне элит, так и на уровне общественного мнения. И с этой же целью имеется попытка реализовать через СМИ обеих стран проекты внедрения в сознание людей фобий в отношении друг друга: проект «Иранофобии в России» и проект «Россияфобии» в Иране.

Так, Джалали пишет, что мечтой США (и ничуть не меньше, Великобритании) является создание в Иране атмосферы русофобии, а еще лучше — ненависти к России, причем как для того, чтобы воспрепятствовать развитию и углублению связей нынешнего режима Исламской Республики с современной Россией, так и для того, чтобы подготовить в Иране все для смены режима, а затем, уже в постреволюционном Иране установить режим «прозападного образца» (разумеется, если такую «революцию» удастся осуществить), по «грузинской модели» — с приостановкой работы посольства России в Тегеране, подобно тому, как Грузия приостановила работу посольства России в Тбилиси.

После того, как Россия, с начала октября 2015 года также стала участником военных операций в Сирии, фактически на стороне Ирана, что, несомненно, придало новый импульс взаимодействию Ирана и России в сферах политической, военной и в сфере безопасности, США, все более обеспокоенные развитием российско-иранского сотрудничества, также все больше прилагают усилий к тому, чтобы разрушить, или хотя бы ослабить взаимодействие между двумя крупными соседними державами. Джалали, в частности, упоминает закон, принятый Конгрессом США в мае 2016 года, получивший название «Закон об отслеживании ирано-российского сотрудничества», в соответствии с которым военное ведомство, Госдепартамент и все американские спецслужбы должны отслеживать и регулярно сообщать о типе, уровне, характере, глубине и основных тенденциях взаимодействия двух стран. Этот утвержденный Конгрессом США закон стал своего рода основой для активизации усилий всех правительственных ведомств США, а также служб безопасности по осуществлению задачи ослабления, создания помех развитию связей и сотрудничества России и Ирана.

Еще примерно год спустя, то есть в июне 2017 года был утвержден Конгрессом США еще один закон, «Закон о противодействии недружественным США государствам посредством санкций», известный также как Закон CAATSA (аббревиатура, от англ. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act — прим. перев.): закон, подразумевавший, прежде всего, Иран и Россию, был введен с целью противодействия путем санкций всему тому, что будет признано враждебным или опасным для США и их союзников. Дипломат выразил убеждение, что общей основой политики США в отношении Ирана и России и стал данный Закон CAATSA и введенные согласно ему санкции, которые США применяют теперь не только против России и Ирана, но и в целом против всех тех правительств, которые Конгресс и американское правительство посчитают враждебными или даже хоть как-то лояльными двум странам. По мнению посла Ирана в России, постоянная и не меняющаяся в данный момент тактика США (точно также и Британии) — это недопущение укрепления и углубления российско-иранского сотрудничества, не только в политической, но и в экономической, культурной и гуманитарной областях. Поскольку взаимодействие Ирана и России во всех этих областях рассматривается как действенный путь для нейтрализации всех санкций, односторонним образом введенных США.

Общим выводом статьи посла Ирана в России стало утверждение о том, что, учитывая имеющееся стремление и волю руководства обеих стран к расширению двустороннего взаимодействия, на повестке дня правительств Ирана и России постоянно должно быть продолжение сближения России и Ирана, прежде всего, упрочение двусторонних отношений, в особенности в экономической, общественной и культурной областях. Является очевидным, что продолжение как можно более интенсивного взаимодействия и сотрудничества Тегерана и Москвы, подключение к этому взаимодействию новых сил и игроков на всем пространстве азиатского континента обещает укрепить тенденции многополярности в международных отношениях. Сейчас это станет эффективной стратегией противодействия устремлениям новой американской администрации, которая, похоже, снова готова вынести лозунг «мирового лидерства Америки» в заголовок своей внешней политики.