У Украины нет никаких аргументов, кроме как просто сотрясать воздух в диалоге с партнерами. Посол в Германии — очень неглупый человек, но, поскольку у нашей страны больше ничего нет, кроме исторических нарративов, которые давно никого ни в чем не убеждают, ему остается лишь выглядеть клоуном, который к месту и не к месту несет какую-то ахинею.
Товарооборот с Германией из-за подобных заявлений точно не уменьшится. Немцы — не дураки и продолжат нам втюхивать свою продукцию, используя разнообразные экспортно-кредитные инструменты. Ничего не изменится. Даже неприятного осадка это заявление не оставит. Ведь все прекрасно понимают, чем собой представляет Украина, и что она может. Немцы изучили нас вдоль и поперек.
Украина во внешней политике Германии — это пустое место, которое периодически что-то пищит, просит о какой-то помощи и является донором, с точки зрения возможности выкачивания отсюда материальных ресурсов, мозгов и живой силы. Зачем им реагировать на пустое место? Ведь никакой угрозы для немцев эти заявления не несут. Это — очередная буря в стакане воды.
Точно так же из-за истории с Мотор Сич не упадет общий товарооборот с Китаем. И хотя для китайцев украинский рынок — это маленькая величина, свои десять миллиардов они «стричь» будут. Все «стригут» лохов. А то, что лох является лохом, это его проблемы. Так что не стоит переживать, что, проводя такую политику, Украина останется ни с чем. Мы уже давно «ни с чем».
Если немцам будет нужно удерживать необходимый для них режим торговых преференций через зону свободной торговли с ЕС, они будут кидать нам 600 миллионов евро помощи в год, а мы в обмен будем вывозить наш лес и все остальное сырье в Европу. Они будут перерабатывать у себя это сырье и втюхивать нам обратно с тройной маржей. В общем, немцы не напрягаются, для них эта претензия украинского посла ни о чем.
Юрий Романенко, руководитель политических программ Украинского института будущего