В своей предыдущей статье я выдвинул тезис, что наша стратегия прощания с российским газом обречена на провал, поскольку он не хочет прощаться с нами. Я также кратко описал ситуацию Украины и Литвы, где несмотря на пламенные политические заявления доля российского сырья в импорте составляет от 50% (литовский случай) до 100% (украинский).
Почему мы не откажемся от российских поставок? Причина проста: все дело в цене. В Польше эта тема овеяна мифами. Уже 10 лет назад началась массированная медийно-политическая кампания, призванная вбить гражданам в голову идею, что российский газ чудовищно дорог. При этом аккуратно замалчивался вопрос, кто довел до того, что Польша платила за него больше всех в Европе. Тезис о дороговизне российского сырья продвигали руководители Польского нефтегазового концерна (PGNiG), которых своими заявлениями поддерживала в том числе высшая инстанция в польской политике — Ярослав Качиньский (Jarosław Kaczyński). Два года назад он «со всей уверенностью» констатировал, что «цена поставляемого из Америки газа даже с учетом всех расходов, связанных с его переработкой и транспортировкой на треть ниже цены импортируемого в Польшу российского газа».
Эти утверждения не сопровождаются доказательствами, подсчетами, статистическими данными. Сейчас такой метод стал очень популярным: вместо информации нам стараются преподнести пропаганду. Между тем утверждение, что американский газ дешевле, опровергается элементарной проверкой. В первую очередь на реалии указывает практика. Газпром остается крупнейшим поставщиком для Европы по той простой причине, что его сырье не имеет в регионе конкурентов прежде всего по цене, но также по доступности в тот момент, когда он требуется (я писал об этом в своей статье «Российский газ спасает Европу»).
Это подтверждают все вокруг: от ведущих европейских политиков, которые сопротивляются навязыванию импорта СПГ из США, до менеджеров энергетических концернов. Один из них, глава немецкой компании «Юнипер» Клаус Шефер (Klaus Schaefer), заявил, что «цены на американский газ на 50% выше средних цен на европейском рынке». «Никто не хочет платить с такой наценкой», — добавил он.
Если кому-то мало этих фактов, можно обратиться к статистике. В Польше ее не слишком любят и неохотно на нее ссылаются, поскольку она часто опровергает распространенные стереотипные представления. В контексте импорта газа ее и вовсе не существует, поскольку она засекречена как «коммерческая тайна».
Заглянем, чтобы проверить высказанное «со всей уверенностью» утверждение Ярослава Качиньского, в американские и российские данные. И Россия, и США публикуют цены экспортируемого трубопроводного и сжиженного газа. В Америке этим занимается Управление энергетической информации, в России — Таможенная служба.
Сравнение средних цен в 2020 году выглядит шокирующим: американский СПГ, поставляемый в Польшу, был практически вдвое (точнее, на 97%) дороже российского сырья. Если мы взглянем на графике на отдельные месяцы прошлого года, то увидим еще более интересную картину. В феврале ситуация была еще не такой плачевной, СПГ стоил всего на 62% дороже, но в июне цена на российский газ упала до беспрецедентно низкого уровня (82 доллара), тогда как американский никак не реагировал на глобальный пандемический кризис. Ставка была выше, чем зимой: 247 долларов. В июне американский СПГ стоил в три раза дороже российского газа. В ноябре все вернулось к среднегодовой норме и почти двукратному разрыву в цене.
Судя по всему, советники просто одурачили великого лидера. Ему следует проверять достоверность информации и задумываться, на чьи интересы они работают. Выводы могут оказаться любопытными.