Тайбэй, Тайвань — На прошлой неделе Пекин ощутил на себе новую китайскую стратегию президента Байдена: сначала госсекретарь Энтони Блинкен на встрече на Аляске раскритиковал ситуацию с правами человека. А спустя несколько дней Европейский союз, Великобритания, Канада и США дружно осудили злоупотребления Китая в Синьцзяне, введя скоординированные санкции. С отдельными осуждениями выступили Австралия и Новая Зеландия. Теперь Пекин хочет показать, что у него тоже есть друзья.
Прошло всего два месяца с начала президентства Байдена, а стратегия его администрации сплотить американских союзников давлением на Китай уже приносит плоды. Но этим они толкает Пекин укреплять связи с собственными партнерами — а это едва ди самые неприятные геополитические регионы уже для нескольких американских президентов кряду: Россия, Северная Корея и Иран.
Хотя Китай выразил готовность сотрудничать с Вашингтоном по ряду вопросов, на этой неделе он дал понять, что сохраняет огромное влияние среди стран за пределами западной орбиты, чем грозит осложнить международную повестку дня Байдена на фоне усугубляющейся поляризации.
«Администрация Байдена добивается сдерживания, пусть и открыто этого и не признает», — заявил профессор Пекинского университета и член китайского национального совета по внешней политике Цзя Цинго.
«Хотят они того или нет, но результатом становится еще большее раздвоение», — добавил Цзя. «В Китае все больше людей склоняются к тому, что нам следует налаживать более тесные отношения безопасности с определенными странами, но есть и другие, которых этот возможный путь пугает».
Санкции, объявленные в понедельник Европейским союзом против чиновников Синьцзяня, для Китая упрек особенно болезненный — Пекин был уверен, что склонил ключевой западный блок на свою сторону прошлогодним договором об инвестициях. Китай возмутился и немедленно нанес ответный удар по европейским политикам и ученым, поставив долгожданное соглашение под угрозу.
На этой неделе словесная перепалка обострилась, когда европейские правительства вызвали китайских послов на ковер, чтобы выразить свое недовольство — а многолетний посол во Франции Лю Шай демонстративно этот вызов проигнорировал — в то время как Китай гневно подчеркнул исторические зверства в Европе, включая Холокост.
Стоило китайским отношениям с Европой пошатнуться, как в кадр шагнула Россия.
В понедельник, через 72 часа после жаркой встречи между Блинкеном, советником по национальной безопасности Джейком Салливаном и их китайскими коллегами, министр иностранных дел России Сергей Лавров приземлился в Китае. Там он призвал Китай и Россию — «страны-единомышленницы», как он выразился — объединить усилия, чтобы ослабить владычество доллара над международной платежной системой, которая допускает американские санкции. США «полагаются на военно-политические союзы эпохи холодной войны», — сказал Лавров репортерам в Гуйлине, одновременно уколов Брюссель.
МИД Китая ответил одобрительно.
«На этой неделе США и их союзники по разведывательному альянсу «Пять глаз» действуют сообща, будто затевают бандитскую разборку», — заявила пресс-секретарь министерства Хуа Чуньин. «Просто посмотрите на карту, и вы поймете, что у Китая есть друзья по всему миру. О чем нам волноваться?».
Эта неделя стала еще одним признаком потепления отношений между Китаем и Россией, соседями исторически недоверчивыми.
В 2018 году президент России Владимир Путин готовил блины с китайским лидером Си Цзиньпином во Владивостоке, где китайские солдаты участвовали вместе с 300 000 российскими военнослужащими в крупнейших учениях Москвы со времен холодной войны. В последние годы Россия все глубже вовлекается в экономическую орбиту Китая. ВВП России по сравнению с китайским ничтожен, но Россия играет ключевую для Пекина роль второго по величине поставщика нефти, лишь немного уступая Саудовской Аравии.
Бывший посол в Москве при президенте Бараке Обаме Майкл Макфол считает, что Си и Путина сближает как геополитическая необходимость, так и их авторитарные замашки и национализм.
Но если не обращать внимание на риторическое бахвальство и противостояние Западу, то картина вырисовывается более тонкая, говорит Макфол, историк Стэнфордского университета. В настоящее время он пишет книгу о трехсторонних отношениях США, России и Китая.
«Путин решил, что мы — враг, что наши многосторонние институты враждебны, и очень бы хотел, чтобы Китай составил ему компанию в этом нелиберальном блоке», — сказал он. «Но мне кажется, что китайцы этого решения еще не приняли. Им вообще не нравятся блоки».
В случае с Европой китайские лидеры, изучая политический ландшафт после бурной недели, вполне могут заключить, что отношения еще можно спасти, предположил бывший португальский чиновник по европейским делам, а ныне научный сотрудник Гудзоновского института Бруно Макаеш.
Он говорит, что отдельные страны еще могут заключить с Китаем односторонние торговые сделки, и торговля по-прежнему будет процветать, хотя и крайне маловероятно, что инвестиционный договор ратифицирует парламент, чьих депутатов Пекин внес в черный список и намерен наказать. Пекинские санкции подразумевают, что европейские законодатели, исследователи и их семьи вести дела с Китаем не смогут.
Макаеш отметил, что на Китай сейчас приходится около 40% продаж трех крупнейших немецких автопроизводителей: Volkswagen, BMW и Daimler. «Санкции еще не означают разрыва экономических связей», — сказал он.
Тем временем Китай стремительно заручается поддержкой более надежных союзников по всему миру.
В понедельник Си направил послание лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну, в котором приветствовал отношения между двумя историческими товарищами, назвав их «ценным активом» и пообещав гуманитарную помощь. Ким, со своей стороны, подчеркнул «единство и сотрудничество» с Китаем перед лицом новой, «враждебной» администрации США, как сообщают северокорейские СМИ.
Американские официальные лица заявили, что в минувшие выходные Северная Корея провела первые ракетные испытания при администрации Байдена.
А в среду министр иностранных дел Китая Ван И отправился в поездку по Ближнему Востоку, и повсюду в этом расколотом регион наверняка его ждет радушный прием. Ван остановится в Саудовской Аравии, Турции и Иране — эта экономика под санкциями США во многом держится на плаву благодаря китайским закупкам.
Советник китайского правительства Цзя сказал, что Китай по-прежнему готов участвовать в многосторонних усилиях по денуклеаризации Северной Кореи и Ирана или возобновлению Парижского климатического соглашения, и не намерен увязывать сотрудничество по этим вопросам с трениями с Вашингтоном.
«Но испытывать терпение Китая не стоит», — предупредил он.
«Китай считает себя полноправным участником существующего международного порядка, но если вы отнимете его долю, вы увидите совсем иное лицо», — сказал он. «Помогать американцам, когда они тебя же бьют? Не думаю, что Китай на это пойдет».
***
Комментарии читателей
alt_center
Деспотические режимы всегда держатся друг за дружку. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.
Old Progressive From Wisconsin
В отличие от прошлого, Россия будет младшим партнером в этом альянсе с другими обнищавшими и изолированными диктатурами типа Северной Кореи, Ирана, Венесуэлы. Китаю США и ЕС нужны для экспорта. Россия тут ничем не поможет. Когда китайцы закрепят свои позиции еще больше высокоскоростными поездами в Москву?
Crickey
Союз двух гордых, самопогруженных и параноидальных стран с долгой враждой. Ну да, я уже трясусь от ужаса.
Jensholg
Не уверен, что отослать Китай в объятия русских — это хорошая идея. Китай был в прошлом году нашим крупнейшим торговым партнером (659,5 миллиарда долларов). Это третий по величине экспортный рынок США (120,3 миллиарда долларов) и крупнейший источник американского импорта (539,2 миллиарда долларов). Россия мало что может предложить Китаю экономически, но эти двое могут мощно навредить, если задумают повысить ставки в новой холодной войне.
Argonautics
Не переживайте. Бандитские союзы недолговечны.
Eric Clark
Да, но враг моего врага — мой друг.
Sparky86
Страны «Оси» и СССР какое-то время ладили, а потом перестали. В итоге десятки миллионов погибших и урон на долгие десятилетия. А ты говоришь «не переживайте».
John45
21 век — это совсем другая история. В прошлом веке США и Европа господствовали в странах Азии и Африки, демонстрируя в случае войны свою разрушительную огневую мощь. США и европейцы привыкли вторгаться в их политику и свергать правительства по малейшей прихоти. Иран, Вьетнам, весь Ближний Восток, Китай — вот типичные примеры. Более того, Запад стремительно теряет свое технологическое превосходство в военных и даже гражданских технологиях. Российская С-400 или китайская 5G намного опережает своих западных аналогов. В наши дни даже такая небольшая страна как Северная Корея может напугать Америку до дрожи в коленках.