В настоящее время водород привлекает все большее внимание как козырная карта для замены ископаемых источников энергии. Для создания общества, основанного на водороде, необходимо обеспечить такое его количество, которое было бы достаточно для удовлетворения спроса. В этой связи основное внимание в водородной теме уделяется природному газу, который является основным сырьем для производства водорода.
В отличие от нефти, регионы с большими запасами газа не ограничиваются Ближним Востоком, но включают в себя Австралию, Юго-Восточная Азию, Северную Америка и, конечно, Россию, которая является крупнейшей нефтегазовой страной, к тому же ближайшей к Японии. Вскоре будет стабильно освоен новый морской транспортный маршрут через Северный Ледовитый океан, а за Полярным кругом начнут реализовываться масштабные проекты по производству и транспортировке СПГ (сжиженного природного газа).
Участие в разработке последнего оставшегося на Земле рубежа природных ресурсов — Арктики — является важнейшей задачей для островного государства Японии. Это связано с тем, что такое участие может сыграть ключевую роль в поддержании присутствия Японии в Северном Ледовитом океане, который является ключевым геополитическим пунктом с точки зрения обеспечения энергетической безопасности нашей страны.
«Нулевые выбросы» — это не только «нулевые выбросы» ископаемого топлива
В 2020 году движение декарбонизации в Европе и переход на водородную энергию в качестве альтернативы ископаемому топливу охватили мир. Япония также объявила о политике сокращения выбросов парниковых газов до нуля к 2050 году. Однако это не означает, что использование ископаемого топлива будет сведено к нулю в ближайшие 30 лет. Нулевые выбросы означают стремление к «чистому нулю», а не к «нулевому использованию ископаемого топлива». Фактически, даже если новые источники энергии, такие как водород, который не выделяет углерод, и возобновляемые источники энергии будут быстро расти, ими будет трудно удовлетворить нынешний огромный спрос на энергию. Нет сомнений в том, что ископаемое топливо, особенно природный газ, который оказывает незначительное воздействие на окружающую среду, станет важным источником энергии для перехода к 2050 году. Также рассматривается метод, при котором выбросы углекислого газа из природного газа компенсируются поглощением его лесами, его хранением в подземных хранилищах и масштабной высадкой лесов на огромных территориях.
Россия рассматривает водородную энергию как прекрасную коммерческую возможность для себя
Возобновляемая энергия снижается в цене и становится широко распространенной во всем мире, но она еще не обладает такой же плотностью инфраструктуры, размером рынка, ценой и коммерческими возможностями, как ископаемое топливо.
В настоящее время основные надежды на источники водорода связываются с природным газом. Россия рассматривает эту мировую тенденцию не как что-то тревожное, а как новую возможность для добавления водорода к экспорту своей нефти и природного газа
Ведущие российские компании запускают водородные технологии
Правительство России поручило государственной атомной энергетической корпорации «Росатом» и крупнейшей в мире газовой компании «Газпром» реализовать пилотное производство водорода к 2024 году. Второй по величине российский газовый гигант «Новатэк», который осуществляет такие крупномасштабные проекты, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» в арктическом регионе России, также серьезно рассматривает проекты по производству водорода. Из-за декарбонизации производства энергии закупки энергоресурсов в России не только не сократятся, но, скорее всего, даже возрастут, и Россия, вероятно, станет более важным источником поставок газа и ожидаемым источником поставок водорода для Японии.
Конфликт между Россией, США и Европой из-за крупных газопроводов
В настоящее время весь мир буквально сотрясается из-за газопровода «Северный поток — 2» (СП-2), который в строится между Россией и Германией, являющейся самым крупным в Европе потребителем энергии. СП-2 — это проект газопровода общей протяженностью 1200 км, который напрямую соединяет Германию и Россию через Балтийское море. Более 90% строительство уже завершено, но Соединенные Штаты, Польша и Украина, которые боятся, что этот газопровод обходит существующие маршруты и резко снижает транзитные сборы, выступают против, заявляя, что энергетическая зависимость Европы от России станет с его завершением еще сильнее. Соединенные Штаты, которые в действительности просто хотят продавать собственный СПГ в Европу, пытаются помешать завершению строительства трубопровода, вводя санкции в отношении компаний, участвующих в этом мега-проекте. Представители японской энергетической отрасли, чувствительные к санкциям США, внимательно следят за перипетиями этого конфликта. Дело осложняется попыткой отравления российского оппозиционного лидера Алексея Навального и его тюремным заключением. Соединенные Штаты и Европа подвергают критике подавление участников митингов со стороны могущественной администрации Путина. Помимо Соединенных Штатов и Центральной и Восточной Европы, против строительства начинают появляться голоса и в правительстве Германии, которая пока в целом поддерживает строительство трубопровода.
Похожая и непохожая зависимость Германии и Японии от России
С точки зрения энергетической безопасности Японии, то, что происходит сейчас с СП-2 в Германии, вроде и не очень касается Японии. Объединяет Японию и Германию то, что они стремятся получить потоки энергии из России. Но между ними есть и есть большая разница: Германия импортирует нефть и природный газ из России с середины 20-го века, а Япония серьезно приступила к этому, только в веке 21-го. Понимание этой разницы очень важно при рассмотрении энергетической безопасности Японии.
Германия с ее разнообразными источниками импорта энергоресурсов имеет три преимущества в получении энергии, которых нет у островного государства Японии. Во-первых, Германия и другие европейские страны имеют рядом огромную ресурсную страну, называемую Россией, и обладают достаточно развитой энерготранспортной инфраструктурой, построенной со времен бывшего Советского Союза, и опытом стабильных российских поставок на протяжении более полувека. Еще одним преимуществом являются огромные природные ресурсы в самой Европе, такие как Гронинген, большое газовое месторождение, открытое в Нидерландах в 1959 году, и нефтегазовые месторождения Северного моря в Великобритании и Норвегии, которые эффективно используются с 1960-х годов. И третий момент: континентальная Европа также может импортировать газ из Северной Африки — Алжира, Ливии и Египта, по подводным трубопроводам или в виде СПГ. Кроме того, в 2020 году будет открыт газопровод из Каспийского моря в Азербайджан.
Япония — огромный потребитель энергии, изолированный морскими просторами
С другой стороны, Япония по энергопотреблению даже превосходит Германию, но из-за морской изоляции ей чрезвычайно трудно развивать энерготранспортную инфраструктуру. К тому же рядом с Японией находится Китай — экономический монстр, сжирающий огромное количество энергии. Свободные ресурсы в азиатском регионе чрезвычайно ограничены. Энергетика здесь в основном основана на морских перевозках. Япония начала импортировать СПГ в 1959 году и стала пионером в этой области, но из-за больших затрат на сжижение и транспортных расходов, энергия здесь существенно дороже, чем в других районах мира. До настоящего времени Япония в получении энергоносителей находится в абсолютной зависимости от Ближнего Востока, где наблюдается политическая нестабильность. И нефть, и газ экспортируются отсюда в Японию танкерами в силу естественного отсутствия трубопроводов.
Россия может похвастаться самым большим в мире объемом добычи энергоносителей наряду с Саудовской Аравией
Для Японии, страны с большим спросом на энергию, безотлагательно требуется значительное усиление энергетической безопасности за счет диверсификации новых источников поставок энергоресурсов и маршрутов их доставки. При этом нам следует учитывать то обстоятельство, что в один ряд с нашим важнейшим контрагентом по поставкам нефти — Саудовской Аравией — уже выдвигается другая крупнейшая в мире страна-поставщик, а именно Россия. Импорт сырой нефти, СПГ и конденсата уже идет полным ходом в Японию из России с Сахалина, Восточной Сибири и с полуострова Ямал в арктическом регионе, но еще есть огромные возможности для его роста.
«Северный морской путь» (СМП) с точки зрения укрепления энергобезопасности Японии
Россия, обладающая арктическими ресурсами, называемая последним оставшимся углеводородным рубежом в мире, может быть страной-поставщиком энергоресурсов с немедленным позитивным эффектом для укрепления энергетической безопасности Японии. Если исходить из того, что в будущем Северный Ледовитый океан станет открытым морем из-за таяния арктических льдов в связи с глобальным потеплением, к этому региону стремительно возрастает международный интерес с точки зрения разработки ресурсов, логистики, военных, политических и правовых аспектов. Япония может поддерживать и расширять свое участие и присутствие в обсуждении всех этих аспектов, став заинтересованной стороной в регионе и участвуя в проектах по разведке ресурсов и использованию СМП.
Политика ограничения Китая как сильного конкурента в импорте энергоресурсов
В условиях, когда после аннексии Крыма Россия столкнулась с мощными санкциями и изоляцией со стороны Запада и вынуждена склоняться в пользу Китая, возрастает роль Японии в качестве рычага сдерживания китайских аппетитов по объемам и ценам импорта энергоресурсов. Это выгодно и России, и Японии.
«Арктик СПГ» стоимостью 23 миллиарда долларов и годовой производительностью 19,8 миллиона тонн
Учитывая это, мы должны всемерно оптимизировать получение и транспортировку энергоресурсов с «Арктик СПГ-2», в котором Япония участвует с 2019 года. Ясно видно, что терминалы по перевалке СПГ в Мурманске и Камчатке могут подтолкнуть СМП к превращению в мощную «цепочку добавленной стоимости, соединяющей Европу и Азию» и принести огромную пользу как Японии, так и России. «Арктик СПГ-2» — это проект, оператором которого является «Новатэк», и который производит 19,8 миллионов тонн СПГ в год, что примерно вдвое больше, чем у «Сахалина-2». Ожидается, что общая стоимость проекта составит от 21 до 23 миллиардов долларов. В июне 2019 года Mitsui & Co., Ltd. и японское правительственное агентство по нефти, природному газу, минеральным ресурсам и металлам (JOGMEC) приняли решение об участии в 10% инвестиций по проекту, а японское агентство по страхованию зарубежных инвестиций (Nippon Export and Investment Insurance — NEXI) осуществит их страховое обеспечение.
Транспортировка СПГ по Северному морскому пути
В рамках транспортировки СПГ по СМП между базами в Мурманске и на Камчатке имеются планы по строительству в этих пунктах больших терминалов с плавучими хранилищами СПГ. Имеется в виду, что танкеры ледокольного типа будут курсировать между этим терминалами-хранилищами по СМП, а из терминалов СПГ будут забирать обычные газовозы. Это существенно повысит стабильность поставок СПГ потребителям в независимости от состояния СМП. В этом проекте намерены участвовать компания Мitsui и Японский банк международного сотрудничества (JBIC). В сентябре 2019 года ими был подписан меморандум о взаимопонимании с российскими партнерами.
Выгоды как для Японии, так и для России
С точки зрения Японии, эти два проекта обладают выгодами для диверсификации маршрутов за счет использования источников поставок и СМП, доступа к арктическим ресурсам и обеспечения японского присутствия в регионе. С другой стороны, в том, что что касается России, эти проекты выгодны ей для ликвидации вынужденного «крена» в торговле энергоресурсами в сторону Китая, расширения своего доступа на японский рынок, и освоения новой ресурсной базы в арктическом регионе.
Важность России для Японии в связи с уходом мира от твердых источников энергии и тенденции на снижение выбросов углекислого газа и парниковых газов в атмосферу не только не снижается, но и увеличивается в связи с тем, что роль России в перспективе в качестве источника для нас ценных источников энергии — нефти, газа и водорода, будет только возрастать.
___________________________________________________________________________________
Дайсукэ Харада — руководитель группы России исследовательского отдела правительственного агентства по нефти, природному газу, минеральным ресурсам и металлам (JOGMEC).
Комментарии японских читателей
cab
Конечно, диверсификация источников получения Японией энергоресурсов — дело хорошее. И хорошо, если в них возрастет доля России. Но все-таки вручать ей в руки нашу энергетическую судьбу полностью страшновато!
Россия, Китай и Южная Корея легко нарушают свои международные обязательства. Что там было с энергетическими проектами на Сахалине и в Сибири? Разве Япония тогда не столкнулась с трудностями?
Плохо, что в статье ничего не говорится о сложностях совместных проектов с Россией.
iketenaizo
Во-первых, природный газ — это тоже ископаемый источник энергии. Во-вторых, если мы начнем импортировать действительно много энергоресурсов из России, то не создадим ли мы ей политические преимущества?
sak
Пусть политики отставят в сторону эти свои проекты — СПГ или природный газ из России. Ведь Россия по существу — это бывший Советский Союз. А если ей вдруг придет в голову перекрыть нам газ? Здесь нужна осторожность.
ymm
Нечего нам придумывать выгодные для России вещи. Эта страна — «вор на пожаре»! Лучше прекратить с ней всякие отношения.
cqe
Этот автор глупец. Россия наш враг. И зависеть от такой страны в получении энергии нельзя!