Спад в американо-российских отношениях может привести к провокации со стороны России, например, нападению на Эстонию, считает американский профессор политологии Александр Джон Мотыль. Об этом пишет Postimees.
Александр Джон Мотыль
Родился в 1953 году в Нью-Йорке в семье украинских иммигрантов, по сей день живет в своем родном городе. Профессор политологии Университета Рутгерса-Ньюарка, США. Эксперт по Украине, России и СССР, автор десяти книг. Внес свой вклад в десятки академических журналов, выступал в колонках и политических изданиях, ведет еженедельный блог Orange Blues of Ukraine.
— Почему Джо Байден так агрессивен по отношению к Владимиру Путину, называя его убийцей? Это как-то связано с его предшественником?
— Администрация Байдена всегда более критически относилась к Путину, чем Дональд Трамп. Отравление и заключение Алексея Навального затронуло всех западных политиков, которые раньше считали Путина хорошим человеком, с которым можно вести нормальный диалог. Тем не менее, напомним, журналист спросил Байдена, считает ли он Путина убийцей. Возможно, было бы более дипломатично уклониться от прямого ответа, но Байден уже давно имел тенденцию быть более прямолинейным, чем того требуют обстоятельства.
— Как могут развиваться отношения США и России во времена Байдена?
— Отношения между США и Россией уже очень плохи, трудно представить, что они могут ухудшиться. Тем более, что и США, и Россия, вероятно, будут продолжать соглашения о контроле над вооружениями и стремиться избегать прямых военных конфликтов. Однако не исключено, что Путин попытается сделать что-то провокационное, чтобы показать Западу, что это он управляет игрой.
— Какую провокацию вы имеете в виду?
— Быстрая и небольшая война часто бывает одним из возможных ходов отчаявшихся диктаторов. Было бы слишком рискованно вторгаться на Украину, с другой стороны, нападение на крошечную Эстонию, где, как они говорят, притесняют русских, было бы проще и показало бы, что НАТО — бумажный тигр.
— Как бы НАТО отреагировало на нападение на Эстонию?
— В статье 5 Договора НАТО не говорится, что НАТО обязано действовать в военном отношении, но что каждая страна может решить, как лучше всего реагировать на агрессию. Это означает, что немцы потребуют дипломатии, французы проведут конференцию и так далее.
— Что еще могло бы заинтересовать Путина в Эстонии, кроме того, что она такая маленькая?
— Четверть населения Эстонии — русские и русскоязычные, и Путин ясно дал понять, что намерен защищать всех русскоязычных людей в так называемом русском мире. Неважно, в Крыму ли они, на Донбассе или в Прибалтике. Более того, политические права меньшинств были источником конфликта между Москвой и Таллинном с 1991 года.
— Насколько санкции США наносят ущерб экономике России?
— Санкции уже нанесли ущерб российской экономике и будут продолжать наносить его. Отмена проекта «Северный поток» стала бы настоящим ударом и это еще может случиться. Самое эффективное, что мог бы сделать Запад, — это изменить методы ведения бизнеса и прекратить привлекать незаконно полученные российские банковские вклады и инвестиции в недвижимость.
— Как народ России оценивает Путина?
— Популярность Путина несколько снизилась, но он по-прежнему популярен примерно у половины населения. Самое главное, он потерял легитимность среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и молодежи. Крупные города и молодые протестующие влияют на лидеров гораздо больше, чем провинция и пожилые люди.
— Путин сказал, что Россия хочет создать новую систему глобальной безопасности. Означает ли это, что Россия начинает терять влияние на международной арене?
— Путин просто выражает свои пожелания. Он хочет, чтобы Россия была главной силой на международной арене, но на самом деле ими останутся Соединенные Штаты и Китай. Европейский Союз останется экономической силой, а Россия — военной силой, но ни одна из них не станет крупной силой.
Не в пользу России, к сожалению, прежде всего говорит ее экономика размером с экономику Бельгии, так что она никогда не достигнет тех высот, о которых мечтает Путин. Но это не мешает Путину делать вид, что Россия — великая держава.
— Что насчет Китая и России, насколько вероятно, что их отношения потеплеют из-за западных санкций? Каковы их исторические отношения?
— Царская Россия никогда не имела близких отношений с Китаем, в отличие от Советского Союза. Их дружеские отношения продолжались до тех пор, пока Мао Цзэдун не решил отвергнуть послабления Никиты Хрущева. Отношения упали до минимума в конце 1960-х во время короткой войны на реке Уссури.
Сейчас Путин столкнулся с проблемой. С одной стороны, Китай является естественным партнером в противостоянии с Западом, но с другой стороны, Китай — настолько могущественная страна во всех отношениях, что слишком тесное партнерство может превратить Россию в китайскую колонию. Более того, Китай активно поддерживает тесные экономические связи в Центральной Азии, на Украине и в Восточной Европе, препятствуя попыткам России установить свою гегемонию.