«Убийца Путин»? Единственным последствием тех заявлений, которые американский президент сделал в адрес Владимира Путина, будет сближение России с Китаем. Они будут сотрудничать все теснее, как отметил в интервью «Парламентни листы» бывший посол, вузовский преподаватель Яромир Новотны. По его словам, особенно этому будет способствовать отключение России от платежной системы SWIFT. Новотны также прокомментировал десятилетнюю годовщину войны в Сирии и перспективы Владимира Путина.
— Parlamentní listy: Война в Сирии продолжается десять лет. В середине марта 2011 года сирийцы вышли на улицы с уверенностью, что сумеют изменить ситуацию в стране. Их вдохновили недавние революции в арабском мире, и люди призывали к свободе, демократическим реформам и свержению власти президента Башара Асада. Из этого так ничего и не вышло, и гражданская война меньших масштабов по сути продолжается дальше. Она уже унесла жизни 370 тысяч человек, а еще 11 миллионов сирийцев стали беженцами. Сирия превратилась в игрушку держав. Кого вы могли бы назвать условным победителем в этой войне? Предположу, что, прежде всего, это Россия?
— Яромир Новотны: Конечно, да. Можно сказать, что условных победителя три: Россия, Турция и Иран. Турция успешно урвала кусок Сирии и до сих пор удерживает под своим контролем и повстанческий Идлиб, где остаются силы «Исламского государства»* (запрещенного в России — прим. ред.). Также Турция прибрала к рукам пограничные территории, населенные курдами, тем самым образовав своего рода буферную зону. Что касается Ирана, то он создал по сути военные базы по всей Сирии вплоть до Ливана. Наконец, Россия сохранила свою сирийскую базу и, что главное, порт, де-факто единственный сирийский порт на Средиземном море, где у РФ также своя авиационная база. Россия ясно дала понять, что играет на Ближнем Востоке решающую роль.
— Получается, западные государства во главе с США все проспали, и их влияние значительно слабее, чем российское, турецкое, иранское и, возможно, саудовское?
— Западные государства сначала много и красиво говорили о демократии и правах человека, поддерживая, однако, при этом радикальных исламистов, поставляя им оружие и блокируя правящий режим. Сейчас они пользуются значительно меньшим влиянием, чем четыре перечисленные страны. При этом Саудовская Аравия еще и противостоит Турции, конкурируя с ней за лидерство в суннитском мире. Лидером шиитского мира является, разумеется, Иран.
— Таким образом, как я уже сказал, Сирия превратилась в игрушку в руках держав или, точнее сказать, в руках соседних стран, которые сводят счеты на ее территории…
— Именно так. Больше всего в этой связи мне жаль самих сирийцев.
— Да, сирийская экономика лежит в руинах, и без зарубежной помощи сирийцы не выжили бы. Предполагается, что не менее 80 процентов Сирии живет на границе бедности. Выхода из ситуации не видно. Последней попыткой что-то изменить стала секретная, но не увенчавшаяся успехом встреча всех заинтересованных сторон в январе 2020 года в Берлине. Слишком велика геополитическая раздробленность. Вы еще верите в консолидацию Сирии?
— Все зависит от России, Ирана и Турции. Пока эти три державы не договорятся, никакой консолидации или примирения (как ни назови) не будет.
— Какая же судьба ждет Сирию? Может ли случиться так, что по образцу Османской империи упомянутые державы разделят Сирию, и она исчезнет как самостоятельное государство?
— Не думаю. Скажем, Россия не соседствует с Сирией непосредственно, поэтому вряд ли она хочет поддерживать там некий анклав. Скорее, Турция нанесет мощный удар по курдам, а потом поставит мир перед фактом. Но мир такого не допустит. Например, американцы, британцы и французы стоят на стороне курдов. Я не думаю, что сейчас можно было бы разделить Сирию на куски.
— Господин Новоты, давайте теперь поговорим о Соединенных Штатах, где, к удивлению многих, прозвучали следующие слова: «Он убийца и он заплатит за вмешательство в ноябрьские выборы в прошлом году». Это сказал американский президент Джо Байден в адрес своего российского коллеги Владимира Путина. Резкое заявление прозвучало в интервью, которое показали в среду утром по местному времени на американском телеканале АВС. Как вы объясните эту жесткую риторику?
— Признаюсь, что не понимаю, зачем Джо Байдену нужно было так говорить о России и Путине. Вероятно, демократы возвращаются к своей проверенной риторике, характерной для них с 2016 года, когда президентом был выбран Дональд Трамп и когда немедленно появилась сказка о том, что это Кремль привел его к власти. Я говорю сказка, потому что никаких доказательств нет. Вообще все это, на мой взгляд, выглядит просто глупо.
— В интервью президент Джо Байден сказал, что после прихода в Белый дом он провел продолжительные телефонные переговоры с российским лидером, которому якобы сказал: «Если я выясню, что это произошло (речь о влиянии на выборах — прим. авт.), то будьте готовы…». Очень странное заявление…
— Знаете, конечно, мы можем только предполагать, но, вполне возможно, Байден теперь будет обвинять Трампа, что тот зависел от Москвы, что был путинским протеже и так далее. Но что американцы могут реально сделать русским? Ведь они вводят одну санкцию за другой, но санкции, что парадоксально, русским только помогают.
— В конце президент Соединенных Штатов сказал, что сотрудничество между Вашингтоном и Москвой по-прежнему возможно там, где у них есть общие интересы…
— (Смеется.) Какие могут быть общие интересы, когда Россию провозглашают главным врагом Соединенных Штатов? В результате подобной американской политики американцы постепенно заставят Россию еще больше развернуться в сторону Китая и сблизиться с ним, что уже, кстати, и происходит.
— Получается, «избушка-избушка, повернись к Китаю лицом, а к США — задом!»
— (Смеется.) Так и будет.
— А как реагирует Россия?
— Уже на прошлой неделе Москва вызвала всех российских послов на консультации, что на дипломатическом языке означает, что до международного разрыва совсем недалеко.
— Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал ТАСС слова Сергея Лаврова, который заявил, что возможно вынужденное отключение России от международной платежной системы SWIFT. Как он сказал, американские санкции ужесточаются, и поэтому Россия должна проявлять осторожность. Как это понимать?
— Вероятно, это предвестник того, что Россия отключится от системы международных платежей, или речь идет, например, об отдельном российском (по образцу китайского) интернете. Таким образом, с китайцами они могли бы создать собственную платежную систему.
— Пока это только предположения?
— Конечно, это только соображения. Но если уж вы грозитесь и говорите «А», то должны быть уже готовы или по крайней мере должны продумать и «Б».
— В России вскоре состоятся парламентские выборы. Какова позиция российского президента Владимира Путина в этой связи?
— Он занимает очень устойчивую позицию и на выборах победит. В этом я уверен. Что касается нападок Джо Байдена, то дома они Путину скорее помогут. Возрастет его популярность.
— Но, главное, нет видного кандидата…
— Была попытка сделать конкурентом Навального, которого, однако, постигла не слишком завидная судьба. Там действительно нет никого, кто мог бы конкурировать с Путиным. Решающей, пожалуй, будет экономическая ситуация. Если дела России пойдут хорошо, то никаких проблем у Путина не возникнет. Вообще же Россия — консолидированная страна, и в головах россиян глубоко укоренилась мысль, что мир настроен против них, поэтому они должны защищаться. Проще говоря, так же, как Россия сплотилась вокруг Сталина, теперь она сплотиться вокруг Путина!