Москва — Россия с помпой объявляет о поставках отечественной вакцины «Спутник V» в Латинскую Америку, Африку и даже в некоторые страны Европы, заявляя, что помогает решить проблему дефицита в мире.
Но Москва хранит молчание о том, что Россия также занимается импортом вакцины.
Российское правительство заключило контракт о производстве «Спутника V» с южнокорейской компанией, которая уже отправляет ее в Россию, и планирует сделать то же самое с компанией из Индии.
Масштабы импорта оценить невозможно, потому что существует договоренность о неразглашении информации, но сам факт закупок опровергает горделивые заявления России о ее роли в борьбе с пандемией как экспортера вакцин в нуждающиеся страны.
Импорт в предстоящие недели и месяцы будет расти, и это поможет России решить проблему удручающе медленных темпов производства и распределения внутри страны. А еще это показывает, что даже те страны, чьи ученые изобретают успешную вакцину, зависят от международной торговли в ее поставках.
Российские официальные лица прошлой осенью говорили, что внутренний спрос можно будет частично удовлетворить за счет производства вакцины за рубежом. Но после этого заявления они притихли и хранят молчание об импорте вакцины, которую Россия преподносит как триумф своих ученых. Но с производством вакцины в России совсем другая история.
В декабре в Россию прилетели два транспортных самолета с грузом «Спутника V» из Южной Кореи. Южнокорейский производитель этой вакцины GL Rapha в предстоящие дни намерен отправить вторую партию. Ожидается, что индийские изготовители вакцины тоже начнут поставлять в Россию вакцину ее разработки, о чем рассказали индийские дипломаты.
«У нас есть перспектива расширить сотрудничество в области вакцин, — заявил в январе на пресс-конференции посол Индии в России Шри Варма (так в тексте, имя посла Датла Бала Венкатеш Варма — прим. перев.). — Мы предусматриваем масштабное производство вакцины „Спутник" в Индии с использованием индийских производственных мощностей для Индии, России и всего мира».
Россия заключила с Индией четыре сделки о производстве вакцины. Индийская компания из Хайдарабада Virchow Biotech на прошлой неделе подписала соглашение с Российским фондом прямых инвестиций о производстве 200 миллионов доз вакцины «Спутник V».
Производство вакцины в самой России началось медленными темпами, поскольку производители осенью прошлого года несколько месяцев не могли получить биотехнологическое оборудование китайского производства из-за его дефицита.
На прошлой неделе президент Владимир Путин заявил, что с тех пор как регуляторы в августе прошлого года утвердили «Спутник V», в стране распределено достаточно вакцины, чтобы полностью привить 8,9 миллиона человек. Российский министр промышленности в понедельник сказал, что к апрелю темпы производства удастся увеличить в два раза по сравнению с нынешними.
По своим темпам кампания вакцинации в России отстает от большинства европейских стран и США. Россия привила как минимум одной дозой вакцины 4,4% своего населения, в то время как в ЕС и США эти показатели составляют 10 и 26%.
На прошлой неделе Кремль впервые признал, что Путин долго откладывал собственную прививку по причине нехватки вакцины, чтобы не повышать спрос на нее до тех пор, пока она не станет общедоступной за пределами столицы.
В январе, когда Путин получил право на прививку в соответствии с российскими возрастными правилами, «было еще недостаточное производство для удовлетворения потребности регионов», сказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Пока непонятно, насколько значимую роль в решения проблемы дефицита, ускорении вакцинации и спасении жизней в России будет играть импорт. Но он опускает Россию на более низкое место в вакцинной геополитике, поскольку из чистого экспортера она превращается в импортера.
Тем не менее, российские официальные лица предпочитают всячески выпячивать экспорт. «Вакцина для всего человечества», — провозглашает вебсайт «Спутника V». Государственные СМИ уделяют повышенное внимание довольно небольшим поставкам вакцины в несколько тысяч доз в зарубежные страны.
Более 20 государств начали прививать население небольшим количеством вакцины, поставленной из России. Среди них Аргентина, Венгрия, Боливия, Алжир, Парагвай и другие. Российские официальные лица говорят, что спрос на «Спутник V» в зарубежных странах будет в основном удовлетворяться за счет иностранного производства.
Но в странах, имеющих производственные мощности для производства вакцины, усиливается вакцинный национализм. В торговле вакциной контракты на поставку и права на схему вакцины оказались не так важны, как контроль над средствами производства и способность работать в две смены, что доказали события прошлой недели.
На прошлой неделе крупный производитель вакцины Индия отказалась экспортировать почти все 2,4 миллиона доз, изготовленных частной компанией Serum Institute of India, сославшись на резкий рост заболеваемости covid-19 внутри страны. Евросоюз также принял закон об ограничении экспорта вакцины, что ограничит поставки с европейских предприятий в Британию вакцины «АстраЗенека», которая была разработана Оксфордским университетом.
Президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что Евросоюз «покончил с наивностью». У ЕС имеются значительные производственные мощности, но несмотря на быстрый рост заболеваемости в странах блока, он экспортировал вакцину за рубеж.
США и Британия импортируют вакцины отечественной разработки и иностранного производства. Поступая таким образом, Соединенные Штаты запрещают экспорт вакцины американского производства.
Россия импортировала «Спутник V» южнокорейского производства в декабре, когда расширила категории людей, имеющих право на вакцинацию. Эти дозы доставили два транспортных самолета авиакомпании Asiana Airlines, которая рекламирует свою рефрижераторную доставку.
Давая ответы на письменные вопросы, южнокорейский производитель вакцины GL Rapha заявил, что не станет обсуждать вопросы поставок, так как у него есть соглашение о неразглашении информации.
Компания заявила, что в этом году планирует произвести 150 миллионов доз «Спутника V». Российский фонд прямых инвестиций не ответил на вопрос об импорте в Россию.
Свой материал для статьи предоставил Олег Манцев.