Интернет-издание «Спейс ньюс» (Space News) недавно сообщило, что Китай и Россия подписали меморандум о взаимопонимании по созданию того, что обе страны называют «Международной научной лунной станцией» (International Lunar Research Station). С ее помощью будут проводиться различные работы как на поверхности Луны, так и на лунной орбите. Кроме того, было заявлено о том, что этот проект «открыт для участия в нем всех заинтересованных стран и международных партнеров».
Умышленно или нет, но обе страны сформировали ось, направленную против объединения, получившего название «Альянс Артемиды» (Artemis Alliance), который был образован НАСА при участии нескольких стран и коммерческих партнеров. На самом деле Китай и Россия бросают вызов Соединенным Штатам и остальному миру и приглашают к участию в новой лунной гонке.
Поскольку администрация Байдена одобрила разработанную в период правления Трампа программу «Артемида», создается впечатление, что в настоящее время начинают реализовываться две эффективные программы по возвращению на Луну. Поскольку одна из этих программ находится под руководством двух авторитарных государств, а другой руководит НАСА (многие будут считать, что в состав этой второй группы входят представители цивилизованного мира), определение лунной гонки сложилось само собой — без торжественных фанфар, без бравурных речей и без бросания перчаток.
Хорошо это или плохо?
Что касается позитивной стороны, то ничто, кроме соперничества с одной или с двумя враждебными силами, не фокусирует так работу мысли и не гарантирует того, что программа «Артемида» будет реализовываться, и это будет происходить по разумному плану. Программа «Аполлон» оказалась успешной потому, что победитель лунной гонки мог похвастаться тем, что является самой продвинутой в технологическом плане сверхдержавой.
Что же должен сделать победитель новой лунной гонки? Скорее всего, большее значение будет иметь не то, кто первым вернется на Луну, а что будет происходить дальше.
На южном полюсе Луны сконцентрировано большое количество воды в находящихся в тени кратерах. Имеющаяся там вода может быть использована для поддержания работы лунной станции. Вода может быть также переработана в ракетное топливо, и тогда Луна может стать промежуточной заправочной станцией для космических кораблей, направляющихся к другим объектам солнечной системы, в том числе к Марсу.
Кроме того, на Луне имеются целый ряд других ресурсов — редкие металлы, металлы платиновой группы, промышленные металлы, включая титан, железо и алюминий. Гелий-3, изотоп, содержащийся в лунной почве, может быть использован в качестве топлива для будущих установок термоядерного синтеза.
Короче говоря, та сторона, которая первой начнет эффективно использовать лунные ресурсы, и будет той стороной, которая произведет космическую промышленную революцию с помощью лунных ресурсов. Будущее будет принадлежать либо Китайско-российской оси, либо «Альянсу Артемида».
По данным веб-сайта Space. com, несколько лет назад Иэн Кроуфорд (Ian Crawford), профессор кафедры планетарных исследований и астрологии британского Колледжа Беркбек (Birkbeck College), предположил, что экономический аргумент может стать основанием для разведки и добычи лунных ресурсов, используемых для создания околоземной промышленной инфраструктуры. Он скептически настроен относительно гелия-3, который он считает «ископаемым топливом». Однако, по его мнению, целый ряд ресурсов на Луне может быть использован на экономически выгодной основе.
Возникает еще один вопрос: а кто может владеть лунными ресурсами? Договор о Космосе (Outer Space Treaty) запрещает установление суверенитета на Луне или на любом другом небесном теле. Однако несколько лет назад Конгресс США принял Закон США о конкурентоспособности коммерческих космических запусков (U. S. Space Launch Competitiveness Act), в котором говорится, что те американские граждане, которые разрабатывают космические ресурсы, в том числе на Луне, являются их владельцами. Тот факт, что Соединенные Штаты владеют теми породами, которые были собраны астронавтами космических кораблей «Аполлон», считается в данном случае прецедентом. Есть и другая точка зрения: поскольку этот Закон можно рассматривать как установление суверенитета, он нарушает дух Договора о космосе. Правительства Китая и России, вероятно, будут поддерживаться последней из приведенных точек зрения.
Чтобы избежать конфликта по поводу ресурсов на Луне или в других местах космоса, возможно, требуется заключение основанного на «Договорах Артемиды» (Artemis Accords) соглашения между «Альянсом Артемиды» и Китайско-российской осью. Та сторона, которая первой начнет использовать месторождение минералов, и должна им владеть. В противном случае следует ожидать того, что третья мировая война с катастрофическими последствиями может начаться на Луне.
Марк Уиттингтон часто выступает в американской печати со статьями, посвященными космосу и политике. Он автор нескольких книг, в том числе: «Почему так трудно вернуться на Луну?» (Why is It So Hard to Go Back to the Moon?) и «Луна, Марс, далее везде» (The Moon, Mars and Beyond).