Возможно, потребуется еще несколько дней, прежде чем судоходство в Суэцком канале, который несколько дней был заблокирован, возобновится. Но для многих участников глобальных логистических цепочек еще долго не будет «свободного движения».
Новый Суэцкий кризис стал, возможно, лишь самой заметной проблемой сильно забуксовавшей глобализации. Будь то вакцины, нефтепродукты, компьютерные чипы или другая высокотехнологичная продукция — повсюду наблюдаются проблемы.
Проблемы в области нефтехимии, выражающиеся в росте цен на синтетические материалы, в скором времени будут преодолены, когда пройдут последние последствия зимнего шторма в Техасе. Нехватка вакцин же, напротив, во многих регионах мира будет наблюдаться еще долго.
Многие высокотехнологичные товары оказались меж двух фронтов в геополитической технологической войне США с Китаем, так что компаниям еще долго придется жить в этих условиях. Гонка за субсидии для новых заводов по производству чипов — тому подтверждение.
Плюс политические предписания, такие как немецкие и европейские законы о логистических цепочках, которые возлагают еще больше ответственности на компании, чьи технологии производства должны соответствовать их собственным ценностям.
Это хорошо, но всему есть своя цена. Повышение безопасности поставок сопровождается ростом расходов и потерями в эффективности. Даже краткосрочная реакция, такая как улучшение диверсификации у поставщиков или оптимизация складского хозяйства, также приводит к расходам.
«Слоуглобализация» — возвращение к медленному подходу
Если в долгосрочной перспективе необходимо переместить производственные цепочки или же вернуть их в близкий географический регион, кардинально изменятся и расчеты. Кое-что из этого компании могут компенсировать за счет более активного задействования капитала. Но демонтаж системы международного разделения труда превратит гиперглобализацию в «слоуглобализацию». В конце концов, за замедление платить будут и потребители — это выразится в росте цен.
Но и это хорошо. Слишком долго теневые стороны глобализации оставались незамеченными — будь то детский или принудительный труд, воздействие глобальных маршрутов поставок на климат, поддержка авторитарных режимов и последствия для национальной безопасности.
К изменениям подталкивают не только пандемия и блокада Суэцкого канала, которые показали нам, насколько мы зависимы и ранимы. Давление исходит не только из Вашингтона, где после Дональда Трампа и Джо Байден ставит с ног на голову излюбленный немецкий лозунг «Перемены через торговлю». Нет, самое большое давление исходит от самих потребителей, которые больше не готовы платить за глобализацию любую цену.