Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Biznes Alert (Польша): Северный морской путь не заменит маршрут через Суэцкий канал

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкКонтейнеровоз Fesco Diomid прибыл в порт Владивостока
Контейнеровоз Fesco Diomid прибыл в порт Владивостока - ИноСМИ, 1920, 31.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В связи с блокадой Суэцкого канала в России заговорили о том, что морские перевозки можно перенаправить по Северному морскому пути. Усиление России, ее возможность заработать на СМП очень тревожат автора, который старается доказать, что СМП не альтернатива Суэцкому каналу. Однако это не отменяет факта, что СМП будет развиваться и будет востребован.

В контексте блокады Суэцкого канала контейнеровозом «Эвер Гивен» в России заговорили о том, что морские грузоперевозки можно перенаправить на альтернативный маршрут — на Северный морской путь. Это, однако, дело далекого будущего, кроме того, нет никаких гарантий, что россиянам действительно удастся заработать на перевозке товаров из Азии в Европу.

Россияне реагируют на проблемы в Суэцком канале

Россияне всегда реагируют на происходящие в мире негативные события соответствующими действиями со своей стороны, а уж тем более, если дело касается ситуаций, когда они сами в чем-то заинтересованы. Это стало особенно заметно в ходе пандемии: в самом ее начале они занимались «масочной дипломатией», то есть отправляли разнообразное медицинское оборудование (зачастую неисправное или не имеющее сертификатов) в разные страны мира, а теперь предпринимают аналогичные шаги в отношении вакцины «Спутник V» российского производства. Такие действия всегда сопровождаются кампаниями по дезинформации, ориентированными, в частности, на конкурентов России.

Инцидент в Суэцком канале тоже был замечен, сейчас его тему стали активно разрабатывать российские СМИ и государственные ведомства. Цель действий россиян состоит в продвижении альтернативной судоходной трассы — Северного морского пути, который называют также Северо-Восточным проходом. Элементами операции выступают, например, заявления российского министерства энергетики и высказывания его руководителя, или сообщения, которые распространяют контролирующееся властями агентство ТАСС и госкорпорация «Росатом», чья дочерняя компания «Росатомфлот» выступает оператором СМП.

Что такое Северный морской путь?

Северный морской путь идет из бухты Провидения на Чукотке в Мурманск через Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское, Баренцево, Карское море и море Лаптевых, пересекая несколько проливов (Берингов, Санникова, Карские ворота). СМП — сезонный маршрут, регулярная перевозка товаров по нему возможна в течение 8-10 месяцев в году. В последние годы этот период удлинился из-за изменений климата (в районах, находящихся ближе к Северном полюсу их динамика ощущается сильнее, чем в других местах земного шара).

Россияне предполагают, что объем годового грузопотока на СМП в 2024 году составит 70 миллионов тонн, в 2030 — 90 миллионов, а в 2035 — 130 миллионов. В 2020 году по этому маршруту перевезли 32 миллиона тонн грузов. Согласно планам, увеличится не только количество судов, идущих по нему под российским флагом, но и транзитных рейсов. В 2030 году, по прогнозам, объем транзитных грузов составит 2 миллиона тонн, а в 2035 — 10 миллионов тонн.

Пока объем грузоперевозок выглядит не слишком внушительным. В 2020 году иностранные перевозчики в ходе 62 рейсов перевезли чуть более 700 000 тонн грузов. По сравнению с 2019 годом этот показатель значительно вырос, тогда по СМП прошло 37 судов с 500 000 тонн грузов. Чтобы показать, как соотносятся масштабы, следует указать, что через Суэцкий канал в 2018 году прошло чуть меньше 19 000 судов и в целом 1,31 миллиард тонн грузов.

Почему Северный морской путь не станет заменой Суэцкому каналу?

Вопреки ожиданиям России СМП не сможет стать реальной альтернативой. В пользу этой трассы, действительно, говорит фактор расстояния. Судоходный маршрут из Токио в Роттердам через Суэцкий канал имеет длину примерно 18 200 километров и 11 250 километров, если воспользоваться Северным морским путем. Также на СМП нет пиратов. Он проходит через практически незаселенные регионы вдоль государственной границы России, которая в последнее десятилетие активно занималась милитаризацией Арктики. Вооруженного захвата там можно не опасаться, если, конечно, РФ сама не станет пиратом, захватывающим суда стран, не состоящих в «дружеских» отношениях с Кремлем.

Этим, однако, список плюсов Северо-Восточного прохода исчерпывается. Главная его проблема — сезонность. Как я упоминал выше, теоретически сезон навигации длится там в среднем 8 месяцев, но на практике перевозки зачастую оказывается можно осуществлять только с мая до конца октября. Даже в этот период вода бывает покрыта льдом. В некоторых местах, например, в районе Карских ворот, на постоянном дежурстве находятся ледоколы, которые расчищают проход через этот узкий пролив. Осенью и весной грузовые суда приходится сопровождать ледоколам «Росатомфлота». Эту услугу грузоперевозчикам, разумеется, оказывают не бесплатно, что увеличивает их расходы на рейс.

Сами суда, идущие по СМП, должны иметь «ледовый класс», то есть обладать способностью находиться в море при наличии там льдов. Это означает необходимость особым образом укреплять борта, чтобы совершающее переход судно не получило повреждений при столкновении с находящимися на поверхности воды льдинами. Газовозы, перевозящие сжиженный природный газ, или танкеры, заходящие в арктические морские нефтеотгрузочные терминалы (например, Варандейский), строятся по соответствующей технологии и могут функционировать за полярным кругом. В свою очередь, контейнеровозам, которые направляются в сторону Суэцкого канала по «теплым» водам Тихого или Индийского океана, ледовый класс не нужен. Флот таких контейнеровозов и сухогрузов относительно невелик, чаще всего они принадлежат компаниям, работающим в северном полушарии.

Несмотря на то что СМП короче маршрута, проходящего через Суэцкий канал, из-за льдов движение по нему осуществляется медленнее: со скоростью 6-8, а не 14-17 узлов. Это связано в том числе с тем, что судам приходится дополнительно маневрировать и проходить через сложные с точки зрения судоходства участки.

Проблема СМП состоит также в требованиях к осадке судов. В некоторых местах глубины не позволяют пройти крупным контейнеровозам. Если, например, через Карские ворота возможен проход судов с осадкой в 21 метр, то в проливе Санникова или пролив Дмитрия Лаптева ограничение составляет 15 метров. Оба эти пролива весь год покрыты льдом.

Такие батиметрические условия позволяют пользоваться СМП лишь контейнеровозам с вместимостью до 5 000 TEU (то есть до 5 000 20-футовых стандартных контейнеров, в которых измеряется этот параметр). Для сравнения: наиболее популярные контейнеровозы класса «Панамакс» имеют вместимость от 5 000 до 12 000 TEU. Самые крупные суда, такие, как главный участник инцидента в Суэцком канале «Эвер Гивен», имеют вместимость 18 000-22 000 TEU.

В морских грузоперевозках время, требующееся на преодоление маршрута, не самое главное, важнее — взять на борт как можно больше груза, чтобы таким образом снизить стоимость его транспортировки. В случае рейсов по СМП этот экономический фактор использовать невозможно. Кроме того, из-за ледяного покрова, суровых погодных условий, отсутствия необходимой инфраструктуры и потенциальных рисков, связанных с возможными происшествиями, стоимость страховки при рейсах по СМП на несколько десятков процентов превышает стоимость страховки при рейсах по «стандартному» маршруту.

Еще одна проблема Северного морского пути — отсутствие инфраструктуры и промежуточных портов на трассе. В морских грузоперевозках редко бывает так, что рейс из начальной точки маршрута в порт назначения не включает в себя остановок. Обычно транспортные суда останавливаются, чтобы выгрузить или загрузить товары. Такие контейнеровозы называют «фидерами» (feeder container vessels). На Северном морском пути нет крупных контейнерных терминалов. Получается, что, с одной стороны, из-за ограничений, связанных с условиями судоходства, там не могут передвигаться контейнеровозы класса «Трипл Е» (самые крупные в мире) с осадкой более 16 метров, а они наиболее экономичны в прямых рейсах в порты-хабы, а с другой — небольшие «фидеры» не имеют на своем маршруте портов, где они могли бы загружать или выгружать контейнеры.

Проблему для грузовых перевозок в Арктике представляет также температура, преобладающая там большую часть года. Если транспортировке СПГ, угля или нефти температура ниже —25-30 градусов, а зимой и ниже —50, не мешает (для газа в жидком состоянии она даже подходит лучше всего), то для электронных приборов, продуктов питания или «живого» груза этот параметр может иметь жизненно важное значение.

Суэцкий канал сохранит значение

Вышеперечисленные факторы, к которым добавляется низкий уровень развития транспортной, портовой и спасательной инфраструктуры, еще долго не позволят Северному морскому пути стать альтернативой трассе, проходящей через Суэцкий канал. Тем более что сейчас идет модернизация последнего, и уже в 2024 году будет открыт второй отрезок канала-дублера, который дополнительно облегчит преодоление этого маршрута.

Однако нет никаких сомнений в том, что Северо-Восточный проход останется сферой стратегических интересов России. Более 90% всех грузов, которые в будущем должны по нему пойти, это полезные ископаемые, как газ, нефть, уголь, железная руда, медь и другие минералы, а также древесина. Так что маршрут будет использоваться интенсивно. Одновременно Москва продолжит формировать на этом фундаменте очередную площадку для соперничества с Западом и демонстрации своего места на международной арене. Как выглядит реальность, демонстрируют цифры. За весь 2020 год по СМП прошло 62 судна под иностранными флагами. Такое количество судов преодолевает Суэцкий канал за одни сутки. Так что Северный морской путь альтернативой ему стать не может.

Обсуждение
Комментариев: 36
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
a
and_ivanov
31 марта 2021, 11:05
Вроде был проект черноморско-балтийского канала через Украину и Польшу. Афрамакс на Висле...было бы круто!)
Дмитрий Молодцов
31 марта 2021, 12:49
А если разольётся? Капец остаткам природы Западной Европы!
B
Bulava
31 марта 2021, 11:06
Biznes Alert (Польша): Северный морской путь не заменит маршрут через Суэцкий канал. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Полякам конечно не заменит. Их на Северный морской путь никто не пустит.
Дмитрий Молодцов
31 марта 2021, 12:50
Почему же? Пусть ездят, мы конвенцию судоходства блюдём
J5
Jackson 57
31 марта 2021, 13:02
Дмитрий Молодцов, Только если за отдельную, очень дополнительную плату.
Patrem-Illuminator
31 марта 2021, 11:06
Суэцкий канал заменить невозможно просто потому, что это не выгодно ни отправителям грузов, ни их получателям. Они, эти отправители и получатели, скорее уж объединятся и возьмут канал под международный контроль, чем позволят кому-то рушить прибыльный для них маршрут. Но, думаю, до этого не дойдет. Поскольку прежде всего сам Египет кровно заинтересован в том, чтобы эта курочка, несущая для него золотые яйца, работала бесперебойно, а золотых яиц становилось всё больше и больше. А что касается альтернативных маршрутов, то они не устраивают отправителей и получателей либо по политическим, либо по экономическим соображениям. Если не по тем и другим одновременно.
s
skif1703
31 марта 2021, 11:24
Patrem-Illuminator, так никто в России и не говорит о полной замене. Этого и не нужно. А большинство заказчиков (продавцов/покупателей, грузоотправителей/грузополучателей) не то, что бы не устраивают политические соображения. Им банально политическими соображениями угрожают. А экономически, вроде как выгодно. Если есть пригодные для этого суда. А их практически нет. И СМП - это именно альтернатива, и не сейчас, а в ближайшем будущем.
zwaan
31 марта 2021, 11:26
— значит в следующий раз очередной контейнеровоз упрется не в берег канала , а ляжет на его дно. Волею Аллаха, Милосердного и Всемогущего. Слуги которого только что воочию убедились в величине урона, который постигнет в этом случае страны неверных и шайтанопоклонников...
K
KalikP
31 марта 2021, 14:02
Patrem-Illuminator, 10-12% грузооборота и единицы % в стоимостном выражении, во время арабо-израильских войн канал был остановлен на несколько лет, никто не умер...
Margadon
31 марта 2021, 11:16
чья бы корова мычала, а польская бы молчала, бгг
n
nik_anat15
31 марта 2021, 12:16
Margadon, Там свинья, она хрюкает непрерывно.
zwaan
31 марта 2021, 11:16
Ах... непроходимость бывает инцидентальной, а бывает и хронической. Нельзя же все время наготове с клизмой жить...
y
yarko
31 марта 2021, 15:01
zwaan, они без клизмы и в мозги очень сильно даёт бурлящий излишек.
4mpauk
31 марта 2021, 11:21
"они занимались «масочной дипломатией», то есть отправляли разнообразное медицинское оборудование (зачастую неисправное или не имеющее сертификатов) в разные страны мира" ------------ Вот мразота. Дальше не читал.
Консервативный реакционер
31 марта 2021, 13:12
4mpauk, ну поляк же. чего вы ожидали? Правды? От поляка?
Н
Невсегда
31 марта 2021, 11:23
75 000 h.p. The Biggest Nuclear Icebreaker \\ 75 000 л.с. Атомный Ледокол Ямал youtube.com/watch?v=bKaVhXn49xY
J5
Jackson 57
31 марта 2021, 11:28
Пан Мариуш, вы или крестик снимите, или трусы наденьте. То у него 15 глубина пролива Санникова (по данным карт - 24 м), то никто не хочет ходить по СМП, то пиндосы требуют всё тот же СМП чуть ли не передать под их упрвление "в силу общемировой необходимости" Так кто тут из них врёт? Ясно, конечно, что врут все, но кто-то особенно много.
Skypups
31 марта 2021, 11:49
Jackson 57, глубина и допустимая осадка - две немножко чуточку совсем большие разницы. По СМП ходить - действительно нет большого количества желающих. Кроме Китайцев. Чего для отработки и оптимизации прохождения маршрута, снижения рисков (и стоимости страховок) и развития хоть какой-то вспомогательной инфраструктуры вдоль маршрута более чем достаточно на ближайшие 5-10 лет. А как маршрут обкатается и сравнится по экономике с Суэцем (пока для тех же Кореи и Японии на круг - дороже) - там и остальные подтянутся.
Дмитрий Молодцов
31 марта 2021, 12:54
Как, нет желающих? Этот контейнеровоз, который в Роттердам из Китая шёл. На неделю бы раньше добрался до цели по СВП + отсутствие пиратов. Бизнес деньги считать умеет
J5
Jackson 57
31 марта 2021, 13:09
Skypups, Ну-ну... 1) Насчёт глубины и осадки - это, знаете ли, тривиально:)) И мне, выходцу из семьи военных моряков, это известно. Но! В статье как раз и написано именно про "глубину" в том проливе, и ни слова про осадку. 2) Ещё раз - если эти проливы в частности и сам СМП столь непригодны для торгового мореплавания, с чего это тогда такие вопли в импортной прессе? Типа гадкая Россия зажимает напрочь мировую артерию, которая вот-вот освободится от ледовых тромбов. Или им всем ну очень хочется подобраться поближе ко всяким сибирским вкусностям и полезностям? А вот всем вам древняя индейская изба!
Majorind
31 марта 2021, 11:31
Чудаки.... Россия уже заработала (и продолжает) на пробке в Суэцком канале за счет того, что в разы увеличилось количество грузов, отправляемых из Китая в Европу железной дорогой. Не Северным потоком единым. А ещё в строительстве Шёлковый путь, который тоже пойдет через Россию. "Плачьте больше, карта слезу любит", как, бывало, говаривал один из моих командиров за преферансным столом.
J5
Jackson 57
31 марта 2021, 13:11
Majorind, А уж как любят слёзы (особенно вражьи:)) карты ледовой обстановки:))
k
klara721
31 марта 2021, 11:59
Вот и польские "полярники" подтянулись. Они всё о Севморпути знают. Они читателей не обманут. :))))
Сигизмунд
31 марта 2021, 11:59
"еще долго не позволят Северному морскому пути стать альтернативой трассе, проходящей через Суэцкий канал" - наверно поэтому америкосы засуетились, заявляя что обеспечат беспрепятственный доступ всем заинтересованным странам (почему-то сразу вспоминается М.Задорнов)... ну а полякам только и остается рассуждать... самим то предложить нечего, кроме очередного завывания
0
0ncnjqybr
31 марта 2021, 12:09
Поляки тоже какой-то канал копают!
9k33m2
31 марта 2021, 12:18
Поляки отлично мыслят в областях где полностью отсутствуют. С удовольствием бы почитал польские рассуждения по космосу и модернизации Панамского канала.
i910
31 марта 2021, 12:24
Вы Балтийскую косу прокопайте. А мы её обсудим.
Консервативный реакционер
31 марта 2021, 13:11
Полячишко вещает о мировой политике... Да, галантерейщик и кардинал - это сила :)
ПИ
Прасковья Иванова
31 марта 2021, 13:22
В ближайшее время не станет, а лет через 8-10 -станет. Тем более, что неизвестно, как всякого рода террористы отреагируют на произошедшую блокировку Суэцкого канала. Только полякам-то какое до этого дело?
M
Mich2
31 марта 2021, 14:01
СМП нужен прежде всего нам самим для транспортировки наших же грузов. Из 80—ти млн.тонн, запланированных на 2025 год, 79 — это наши собственные перевозки. С течением времени, по мере создания и развития инфраструктуры(это прежде всего), а не по мере таяния льдов, будет нарастать и объём транзитных грузов. И скорее всего, что нарастание этого объема будет сопряжено с появлением специализированных операторов, эксплуатирующих суда усиленного ледового класса с ледокольными возможностями(ограниченными, но сугубо достаточными). То есть появится флот транспортов, заточенных именно для работы на СМП. Логично предположить, что первым таким оператором станет российская судоходная компания или международная компания с большой российской долей. Например, некая дочка Росатома ( Росатомфлот — администрация СМП — СМП). Осталось подождать и посмотреть, когда появятся заказы на такие суда. И кому их закажут— Звезде или некой новой крупной верфи. Короче, океан перспектив.:))) А через Суэц как ходили пароходы, так и будут ходить, но того объема, который можно переправлять с выгодой через СМП нам за глаза хватит на долгие—долгие годы. А если ещё к русской Арктике подтянутся железные дороги(что уже никакая не фантастика, а реальность), то объемы перевозок ещё более возрастут. Честное слово, был бы молодым, то искал бы для себя «арктическую» профессию и работу. Перспективы — зашибись! :)))
aist99
31 марта 2021, 14:18
Такое чувство, что у поляков главный аргумент это - лишь бы не в пользу России. Что-нибудь придумаем, да подгоним под нужный результат.
Shokolad
31 марта 2021, 14:41
Да, СМП не сможет в полной мере заменить Суэцкий канал. Это связано с тем, что многие суда не приспособлены для транспортировки грузов в арктических условиях даже при условии действия атомных ледоколов. Но при условии модернизации транспортных кораблей, выгода может быть серьёзной, и часть грузопотоков вполне можно будет переориентировать на СМП.
vdovina48
31 марта 2021, 15:03
Успокойся, лях !Не может - и не надо. А свою нишу всё-таки займёт и тебя спрашивать не будет.
a
ardaeve
31 марта 2021, 16:11
Вот дурные поляки. Никто и не ставит себе целью заменить Суэц на СМП, речь лишь об алтернативном пути. А насколько он будет успешен, так это посмотрим про процентам мировых товаров, которые будут идти тут и там. Основная мировая фабрика - Китай, давно уже поглядывает в эту сторону. А что производят поляки, кроме яблок и дико ревущих электрочайников?
Анатолий_Кац
31 марта 2021, 16:58
Полностью может и не заменит, конечно, но однозначно он является альтернативой Суэцкому каналу, причем можно сэкономить порядка двух недель!!! времени. Ну и еще есть ряд преимуществ, можно нагуглить.
А
Альфонс
31 марта 2021, 21:03
Когда я был молодым и высоким блондином я почитывал сочинения советского писателя-фантаста Александра Казанцева на эту тему. Всякие там романы-мечты. Но по фахту никто никуда не продвинулся в Заполярье.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем