Разрушительная война, которая с марта 2011 года идет в Сирии, несет на себе отпечаток двух факторов, дей ствовавших в одно и то же время:
Первый фактор — вспышка гражданских протестов против диктатуры семьи Асадов, а также его политики неолиберальных преобразований, которая привела к разорению миллионов работников и мелких предпринимателей. Чтобы подавить это восстание, президент Башар Асад приказал использовать танки, а также применять против людей боевые патроны, что еще больше отдалило от него граждан.
Второй фактор — появление проекта США и Израиля по перекраиванию карты Ближнего Востока с целью превратить стратегически важные страны в так называемые «несостоявшиеся» («неудавшиеся») государства (failed states). Таким образом США и Израиль вознамерились спокойно контролировать стратегически важный регион: Ближний Восток обладает крупнейшими в мире запасами нефти и газа, а также расположен рядом с Россией.
С этой целью:
1) В 2002 году Джордж Буш включил Сирию в список стран, относящихся к «оси зла»;
2) В январе 2011 года США перевели своего посла в Багдаде Роберта Форда (Robert Ford) в Дамаск. Именно тогда на территории Сирии начались теракты и боевые действия. Форд вместе с Джоном Негропонте (John Negroponte), возглавлявшим «эскадроны смерти» в Центральной Америке, создал по их образу и подобию создали эскадроны смерти в Ираке, пользуясь противоречиями суннитов и шиитов. Интересно, что через два года этот пожарный-пироман был назначен послом США в Каире, чтобы поддержать организацию «Братья-мусульмане» (организация, запрещенная в России — прим. ред.) и сделать арабскую весну в Египте еще одним фрагментом нового паззла под названием Ближний Восток, который США собирают в соответствии со своими интересами. Этот паззл должен заменить тот, что Великобритания и Франция собрали в 1918 году.
С 2011 года, за эти десять лет настоящего ужаса, в Сирии погибло по меньшей мере 400 тысяч мирных жителей, половина населения страны была вынужденно перемещена, а три миллиона по-прежнему не могут выбраться из зон боевых действий, например, Идлиба.
Десятки тысяч женщин и девочек были изнасилованы, а многие из них и убиты. Экономика, система производства и инфраструктура были разрушены, 83% сирийцев оказались за чертой бедности, а 60% страдают от голода из-за инфляции и безработицы. Средняя продолжительность жизни сократилась на 13 лет, и теперь в рейтинге стран мира по данному показателю Сирия находится на 125-м месте. Кроме того, полмиллиона детей младше пяти лет страдают от недоедания, что приводит к задержкам в развитии. В то же время США ужесточили экономические санкции против Сирии… Это и называется «войной, носящей характер геноцида».
В довершение всего, по стране с разбомбленными больницами и практически не функционирующей системой здравоохранения распространяется пандемия covid-19. Даже Башар Асад и его жена Асма заразились, но они-то как раз имеют доступ к медицинскому обслуживанию.
Танец победителей на руинах
Благодаря войне укрепилась и расширилась власть Израиля в регионе. Это и есть первая цель этого конфликта из двенадцати. А вот и другие цели: 1) ослабление так называемой оси сопротивления (Иран, Сирия, «Хезболла» и «ХАМАС»); 2) изоляция и ослабление Ирана, который тогда был основным соперником Израиля в регионе (теперь это Турция); 3) получение доступа Израилем ко всем запасам нефти и газа в Восточном Средиземноморье, устранение влияния Сирии и Ливана; 4) обеспечение такого развития событий, чтобы арабские шейхи поддержали правительство Тель-Авива в борьбе с общим врагом — аятоллами, и 5) окончательное решение Израилем «палестинского вопроса».
После того как Ирак и Ливия были оставлены в руинах, а Иран — лишен возможности развиваться из-за длительных экономических санкций, в вопросах регионального господства раздираемая войной Сирия потеряла бы свою стратегическую значимость и не смогла бы противостоять Израилю. Напомню, что Израиль — единственная страна, обладающая оружием массового поражения на Ближнем Востоке. В этом заговоре против Сирии Израиль поддержал исламистов.
Важен и такой момент, что США впервые сумели установить военные базы в Сирии и завладеть сирийскими газом и нефтью. Кроме того, они подтвердили «законность» власти Израиля над Голанскими высотами. Однако Вашингтону, похоже, незнаком закон сообщающихся сосудов.
А потому Россия, вопреки воле Вашингтона, предоставляя тактическую поддержу Асаду, смогла достичь стратегических целей, но, что важнее, положила конец одностороннему господству США, совместно с Китаем установив новый многосторонний мировой порядок. При помощи Сирии «товарищ Путин» смог оформить свою доктрину: Россия вновь стала участвовать в разрешении международных конфликтов, благодаря чему перешла из разряда «региональных держав» в «мировые». Кремль заключил соглашение об аренде военной базы в Тартусе на 49 лет, и обзавелся еще одной базой в Хмеймиме. Ключом к успеху во многом стало применение доктрины Примакова к «постзападному» мировому порядку.
Проигравшие
Главный проигравший — Башар Асад. Планы Белого дома, настоящего специалиста по свержению и убийству глав других государств, в отношении сирийского президента менялись несколько раз. Сначала США хотели покончить с ним, как с Саддамом Хусейном, Слободаном Милошевичем и полковником Каддафи. Но Барак Обама отказался от этой идеи по трем причинам:
а) Его приоритетом было заключить ядерную сделку с Ираном, чтобы эта страна не смогла использовать бомбы;
б) Асаду не нашли подходящую замену;
в) США и Израилю было выгоднее оставить сирийского президента у власти, чем убить его. Такой же тактики они придерживались и в отношении Саддама Хусейна в период с 1991 по 2003 год.
Таким образом, США разделили всех участников конфликта на тех, кто поддерживает Асада, и тех, кто выступает против него, смешав миллионы граждан, критикующих его режим, с террористами. Из-за этого все сторонники и противники президента увязли в конфликте словно в болоте. Кроме того, США поощряли социально-экономическое разрушение Сирии и довели страну до такого состояния, что ей понадобятся целые десятилетия, чтобы вновь встать на ноги. Хотя, по сути, главная проблема заключалась и заключается в системе, сочетающей черты капитализма, диктатуры, племенных отношений и сектантства, а не в том, какой человек ее возглавляет.
Согласно Резолюции Совета Безопасности 2254 от 2015 года, подписанной в том числе Китаем и Россией, не позже июня 2021 года в Сирии под эгидой ООН должны быть проведены парламентские выборы, но США с самого начала выступали против этого процесса. А ведь без соглашения Байдена и Путина стабильности в Сирии не достичь. После того, как Байден назвал российского президента «убийцей», Сирию ждет нескончаемая война. Туда будут прибывать тысячи новых террористов (из лагерей в Иордании), чтобы обеспечить окончательный распад страны и установить новую структуру безопасности на Ближнем Востоке «made in USA».
Специальный представитель США по Сирии Джеймс Джеффри (James Jeffrey) предлагает тайком разделить страну: позволить Асаду руководить алавитской автономией в Дамаске, Турции — севером страны в обмен на предоставление курдам автономии на восточном береге Евфрата (речь не идет о создании курдского государства). Остальная часть Сирии останется под властью США и их арабских союзников. Подобную идею высказывал глава так называемого Сирийского военного совета Манаф Тлас (Manaf Tlass), сейчас живущий в Париже. Сообщается, что недавно он отправился в Россию, чтобы договориться об избирательном процессе, который положит конец режиму нынешнего президента. Таким образом, Асад получит должность «почетного президента» фактически разбитого на автономии государства.
А Нидерланды в международном суде намереваются предъявить президенту Сирии Асаду обвинения в нарушении прав человека. Это была бы хорошая идея, если бы у них было моральное право на то, чтобы провести справедливое судебное разбирательство не только в отношении него, но и США и их союзников, которые создают тайные тюрьмы, похищают, пытают и убивают граждан других государств или начинают незаконные войны, приводящие к смерти тысяч мирных жителей.
Еще один проигравший — Иран. Если Асад потеряет власть, то Исламская Республика лишится тех немногих вариантов по оказанию влияния на Сирию, которые у нее есть, а ей Сирия необходима, чтобы иметь возможность с ближней дистанции сдерживать Израиль. В 1980 году отец нынешнего президента Хафез Асад объединился с аятоллами, чтобы вместе бороться против двух общих врагов: Саддама Хусейна и Ясира Арафата (Yasser Arafat). Но несмотря на то, что Тегеран потратил от 20 до 30 миллиардов долларов на войну в Сирии (по данным члена Комиссии по внешней политике иранского парламента Хешмата Фалахата) и потерял сотни солдат и многих командиров, ему не удалось достичь двух целей: а) убедить Израиль перестать атаковать Иран и убивать его руководителей и б) вновь сделать Иерусалим мусульманским. А когда начался раздел Сирии, все участники, несмотря на разногласия, сошлись в одном: Ирану там не место.
Это основное условие, которое ставят нефтяные монархии Персидского залива, прежде чем они начнут вкладываться в восстановление разрушенного государства. Ракетный обстрел со стороны США 25 февраля позиций Ирана в Сирии, ставший одним из первых решений Джо Байдена, указывает на то, что Белый дом будет придерживаться жесткой политики в отношении Исламской Республики Иран, Сирии и Ливана.
Турция создала военную базу в Идлибе и, скорее всего, она уже оттуда не уйдет. Это достижение могло бы иметь большое значение, если бы не экономическая разруха, вызванная войной, на которую Анкара потратила немало денег из государственного бюджета. К тому же террористические группировки, которые она поддерживала в Сирии, уже обзавелись своей автономной базой на территории Турции. Реджеп Тайип Эрдоган не смог помочь НАТО свергнуть Асада (гибель маленького Айлана Курди стала его последней попыткой), и теперь ему придется мириться с курдским анклавом в Сирии.
Почему война длится столько лет?
«Музыкальных нот не более пяти, но всех возможных их соединений никому не дано услышать», — говорил китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы. Участники этой войны всё время создавали новые альянсы, что в итоге препятствовало появлению антагонистических блоков (как, например, во времена холодной войны). Сначала Турция объединилась с Саудовской Аравией, Катаром и ОАЭ, чтобы лишить Асада власти, но потом оставила их и сблизилась с Россией, поняв, что ее действия в Сирии больше похожи на самоубийство.
Участникам не удалось ни навязать свою волю остальным, ни установить порядок, основанный на согласованно принятом решении.
Страны-союзники, например, Иран и Россия, не согласовали свои интересы в полной мере. Тот факт, что Израиль смог осуществить 200 смертоносных атак на группировки, поддерживаемые Тегераном в Сирии, когда воздушное пространство страны находилось под контролем России, вызвал большие подозрения у аятолл в отношении лояльности Москвы.
Курдский вопрос — это прекрасный повод завести войну в тупик. Курды начали бороться с Асадом с благоволения США, но были вынуждены просить помощи у Дамаска, когда Дональд Трамп бросил их и предложил своему «другу» Эрдогану пройтись танками по северу Сирии, убивая курдов. В таких обстоятельствах единственный выход — создать автономии для этнических меньшинств в рамках федеральной системы государств, в которых они живут.
Сирия — настоящий рынок вооружений: ЦРУ предоставили сирийским «повстанцам» всевозможные виды оружия стоимостью в миллиарды долларов. Другими поставщиками для террористических группировок были Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Хорватия, Израиль и Иордания. Со своей стороны, Россия не только увеличила продажу оружия правительству Асада, но нашла и нового покупателя — Турцию, союзника НАТО, что привело к серьезному конфликту внутри Альянса.
Несомненно, еще одной причиной бесконечных страданий сирийского народа является отсутствие международного антивоенного движения.
Изначально при вторжении в Сирию Кремль ставил 20 целей. В итоге ему удалось возобновить соглашение об аренде военной базы в Тартусе и продлить его еще на 49 лет, а также обзавестись новой базой в Хмеймиме. Ключом к успеху во многом стало применение доктрины Примакова к «постзападному» миропорядку.