Нью-Йорк — В недавнем комментарии для Financial Times экономист Дамбиса Мойо приводит аргументы в пользу биткоина и объясняет, почему бизнес-лидеры должны в него инвестировать. Ее три основных аргумента:
— биткоин — это способ снизить риск компании;
— криптовалюты могут предоставить возможные решения для ведения бизнеса в странах с развивающейся экономикой;
— цифровые валюты предвосхищают новое захватывающее будущее «валютных платформ».
Права ли Мойо? Давайте по пунктам рассмотрим ее аргументы.
Во-первых, непонятно, каким образом покупка биткоинов может снизить риски компании. Единственный риск, который определяет Мойо, это упустить то, что могло бы стать одним из величайших спекулятивных пузырей всех времен. Действительно, компания, которая упустила из виду продолжающееся повышение стоимости биткоина, могла бы столкнуться с тяжелыми последствиями, включая приобретение конкурентом, инвестирующим в биткоины. Очевидно, что инвестирование в биткоин является одним из надежных способов избежать потери прироста капитала на биткоине. Но вряд ли это делает его разумным вложением, особенно если сопоставить потенциальную выгоду с высоким риском материальных потерь капитала.
Не менее надуманной является идея о том, что криптовалюты могли бы помочь решить проблемы, часто возникающие в странах с развивающейся экономикой. Это правда, что в отличие от обычных бумажных денег — которые включают в себя цифровые валюты центральных банков (CBDC) — децентрализованные частные криптовалюты, такие как биткоин, не подвергаются риску «чрезмерной эмиссии» со стороны расточительных правительств. Верно также и то, что риск чрезмерной эмиссии на некоторых развивающихся рынках выше, чем в большинстве стран с развитой экономикой.
Но чрезмерная эмиссия валюты представляет лишь одну из возможных угроз финансовой стабильности развивающихся рынков, и ее устранение не делает сразу биткоин надежным средством сбережения. Напротив: волатильность цен на биткоин с момента его появления в 2009 году является ошеломляющей. 29 марта 2021 года, его цена достигла 57 856 долларов — что несколько ниже рекордного уровня в 61 284 доллара 13 марта — с рыночной капитализацией близкой к 1 триллиону долларов. Согласно информационной записки JPMorgan от 17 февраля, его реализованная волатильность за три месяца в то время составляла 87% по сравнению с 16% для золота. Недавнее исследование показало, что волатильность цены на биткоин почти в десять раз выше, чем у основных фиатных валют (таких как доллар США по отношению к евро и иене).
Мойо также предполагает, что биткоин может облегчить денежные переводы в страны с низким и средним уровнем дохода. Но при этом игнорируется тот факт, что транзакции биткоинов заведомо неэффективны. Поскольку размер его блока ограничен одним мегабайтом, а процесс его обнаружения занимает примерно десять минут на каждый блок, в секунду может выполняться только семь транзакций. Для сравнения, Visa выполняет в среднем 1,7 тысяч транзакций в секунду и может обрабатывать более 65 тысяч транзакционных сообщений в секунду. Биткоин просто слишком неэффективен для того, чтобы когда-либо стать эффективным средством платежа.
Аналогичным образом, тот факт, что предложение биткоина зафиксировано на уровне 21 миллиона единиц, является скорее недостатком, чем аргументом в пользу продажи. Правильная валюта должна иметь возможность подвергаться значительному увеличению в предложении, когда этого требуют обстоятельства, например, в случае финансового кризиса или потрясения для совокупного спроса. Не может быть кредитора последней инстанции или маркет-мейкера последней инстанции, способного проводить системные спасательные операции с биткоинами и другими децентрализованными криптовалютами.
Наконец, действительно ли биткоин является авангардом новой инфраструктуры цифровой валюты, которую мудрые инвесторы не могут себе позволить игнорировать? Нет, потому что CBDC, разрабатываемые в Китае и других странах, не имеют ничего общего с биткоинами и другими децентрализованными частными криптовалютами. Не используется блокчейн или другая технология распределенного реестра (DLT), а также не требуются доказательства работы для установления действительности транзакции.
Скорее, CBDC функционируют как простые цифровые версии обычных банковских счетов. В принципе, они могут быть реализованы в качестве индивидуальных счетов в центральном банке для каждого потребителя и бизнеса в его юрисдикции. В качестве альтернативы эти счета могли бы быть гарантированы центральным банком, но принадлежать широкому кругу частных финансовых институтов.
CBDC не представляют собой ничего нового. Они не являются революционной разработкой, как децентрализованные криптовалюты на основе DLT. Но эта революция уже потерпела неудачу, потому что биткоин и аналогичные криптовалюты крайне непривлекательны в качестве средств сбережения. Ни один разумный инвестор не должен приближаться к ним (кроме случаев, когда у него очень глубокие карманы и крайне низкий уровень неприятия риска).
Более того, чрезвычайно высокая энергоемкость биткоина является еще одним гвоздем, заколоченным в его гроб. Биткоин-транзакции проверяются посредством доказательства выполнения работы операций «майнинга» требующих чрезмерно энергоемких вычислительных усилий. Кембриджский индекс потребления электроэнергии биткоином оценивает годовое потребление в 139,15 тераватт-часов — больше, чем в Аргентине.
Проще говоря, биткоин и другие криптовалюты являются экологической катастрофой. Что еще хуже, криптовалюты можно воспроизводить без ограничений, что еще больше усугубляет нанесение ущерба окружающей среде. По состоянию на 29 марта 2021 года, на CoinMarketCap было зарегистрировано 4490 криптовалют, начиная с биткоина (с рыночной капитализацией в 1,08 триллиона долларов) и заканчивая Ethereum (с рыночной капитализацией в 204 миллиарда долларов).
Суть очевидна: биткоин — это чрезмерно рискованное и экологически нежелательное вложение. Он не является оптимальным решением какой-либо проблемы развивающихся рынков и не может служить средством сбережения или надежным средством обмена. Чем раньше он и другие криптовалюты на основе DLT будут низведены до сноски в экономической истории, тем лучше.
Виллем Х. Бюйтер — приглашенный профессор международных и общественных отношений Колумбийского университета.