Несмотря на дипломатические усилия последних лет при непосредственном участии Франции и Германии, прекращение войны на востоке Украины — единственного активного военного конфликта в Европе — кажется таким же далеким, как и в 2014 году, в год начала войны. Несмотря на то, что в последние месяцы ситуация ухудшилась, приведя к новым столкновениям на линии соприкосновения и множеству жертв, главы Франции, Германии и России по-прежнему видят единственный выход из конфликта в Минских соглашениях 2015 года, о чем зашла речь на их онлайн-встрече. Россия обвиняет в росте напряженности Украину, которая в сценарии новой холодной войны рассчитывает на поддержку США после появления в Белом доме Джо Байдена.
И Украина, и Россия, чья поддержка важна для самопровозглашенных Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) народных республик, считают, что урегулирование зашло в тупик. Страны обвиняют друг друга в эскалации напряженности и нарушении последнего пакта о прекращении огня, заключенного в июле прошлого года, без которого этот приостановленный, но не разрешенный конфликт разгорается вновь. С 2018 года было нарушено восемь согласованных перемирий.
Представитель Кремля Дмитрий Песков отметил недавний всплеск насилия, заявив во вторник 30 марта, что Россия «искренне надеется», что напряженность не возрастет, поскольку боевые действия могут «перечеркнуть скромные достижения, которые были зафиксированы раньше».
Незадолго до этого в интервью газете «Аргументы и факты» он обвинил президента Украины Владимира Зеленского в несоблюдении мирных соглашений 2015 года. «Как можно урегулировать какой-то конфликт, если одна сторона не хочет общаться с другой?» — отметил он, призвав киевское правительство к диалогу с сепаратистами.
Но Киев реальным собеседником считает Москву, поскольку Россия — военный и политический крестный отец сепаратистов, несмотря на заверения в обратном.
Зеленский также отметил рост военной напряженности после событий прошлой пятницы, 26 марта, в населенном пункте Шумы в 30 километрах от Донецка: на линии соприкосновения, отделяющей территорию, контролируемую повстанцами, погибли четыре украинских солдата. Таким образом, общее число погибших в 2021 году украинских солдат возросло до 19 человек. «К сожалению, с начала 2021 года мы наблюдаем рост эскалации. Нельзя допустить, чтобы процесс мирного урегулирования был отброшен на 100 шагов назад», — отметил он.
По сложившейся за семь лет традиции украинская армия и пророссийские повстанцы обвиняют друг друга. А киевские власти указывают прямо на Москву.
Во вторник парламент Украины объявил о нарушении режима прекращения огня от 27 июля 2020 года и подтвердил «значительный рост бомбардировок и провокаций со стороны вооруженных сил Российской Федерации».
В свою очередь в понедельник 29 марта глава внешнеполитического ведомства ДНР Наталья Никонорова заявила, что Украина провоцирует обострение конфликта, поскольку следует по пути силового решения. По ее словам, Киев начинает боевые действия и провоцирует ополченцев на ответный огонь.
В прошлом году Украина потеряла 50 солдат. Война на востоке страны началась в 2014 году, вскоре после аннексии Крыма Россией. По данным ООН, число жертв превышает 13 тысяч.
Эскалация насилия происходит одновременно с тем, как США вновь протягивают Украине руку помощи, ослабленную во время президентства Дональда Трампа. В понедельник в телефонном разговоре с Андреем Ермаком, руководителем Офиса президента Украины, Джейк Салливан, советник Байдена по национальной безопасности, заявил, что США поддерживают суверенитет и территориальную целостность бывшей советской республики.
Согласно сообщению Белого дома, Салливан заверил Ермака, что поддержка Вашингтона непоколебима и что Киев сталкивается с «продолжающейся агрессией», явно намекая на Россию. При этом Ермак подчеркнул, что США могли бы играть более активную роль в мирных переговорах по урегулированию конфликта на Донбассе.
После гибели украинских военных киевское правительство потребовало немедленно собрать минскую контактную группу (представителей России, Украины и ОБСЕ). Однако встречу, запланированную на субботу, пришлось отложить в связи с перспективой встречи на более высоком уровне в рамках так называемого Нормандского формата (глав Украины, России, Франции и Германии), который периодически собирается с целью найти способ урегулирования конфликта.
Именно об этом формате и просит Зеленский, однако Россия от него пока что отказывается. Напротив, в Москве готовилась встреча российского президента Владимира Путина с его французским коллегой Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель, что в российской прессе называют «нормандским форматом без Зеленского». Это вызвало протесты Киева. В понедельник официальный представитель МИД Украины Олег Николенко заявил: «Наша позиция — ничего об Украине без Украины».
Встреча все же состоялась вечером во вторник 30 марта в режиме видеоконференции. По сообщению Кремля, Путин подчеркнул важность соблюдения киевскими властями ранее достигнутых договоренностей, сделав акцент на установлении прямого диалога с Донецком и Луганском. «С российской стороны выражена серьезная озабоченность в связи с провоцируемой Украиной эскалацией вооруженного противостояния на линии соприкосновения», а также урегулированием правовых аспектов представления Донбассу особого статуса.
В ходе встречи также была подчеркнута необходимость соблюдения Минских договоренностей. «Подтверждена безальтернативность минского „Комплекса мер" 2015 года как основы урегулирования внутреннего конфликта», — сообщили в Кремле.
Помимо Украины, Путин, Макрон и Меркель обсудили и другие вопросы, например, положение заключенного российского оппозиционера Алексея Навального. Главы Франции и Германии «обратили внимание президента Путина на необходимость уважения его прав в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека и сохранения его здоровья». Они также затронули вопросы пандемии, перспективы регистрации в ЕС российской вакцины «Спутник V» и политическую ситуацию в Белоруссии, Ливии и Сирии.