Администрация Байдена, столкнувшаяся, возможно, с первым серьезным испытанием в ее отношениях с Россией, предостерегла Москву от любых проявлений агрессивного применения тех воинских формирований, которые она собирает у восточной границы Украины якобы для проведения учений.
Как сказал мне один высокопоставленный чиновник администрации в среду вечером, «мы всерьез обеспокоены очередным витком эскалации со стороны России» вдоль украинской границы, «включая нарушения условий мирного соглашения, заключенного в июле 2020 года». Он имел в виду инцидент, произошедший 26 марта, в результате которого четверо украинских солдат были убиты.
Россия объявила о проведении военных учений в этом районе, и в российских соцсетях сейчас можно найти множество фотографий танков, гаубиц и другой тяжелой военной техники, которую перебрасывают к украинской границе. «Возможно, это учения, возможно, нечто большее», — добавил этот чиновник в ходе нашего разговора.
«Мы сигнализируем об осведомленности, решимости и тревоге американской стороны», — продолжил он. По его словам, совет национальной безопасности провел заседания во вторник и среду, чтобы проанализировать ситуацию, и советник по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan) провел телефонные переговоры со своими коллегами из Германии, Великобритании и Украины. Заседание совета НАТО назначено на четверг, 1 апреля.
Россия обвиняет Украину в провоцировании конфронтации. «Мы выражаем обеспокоенность в связи с растущей напряженностью и высказываем обеспокоенность, что так или иначе украинская сторона может пойти на провокационные действия, которые приведут к войне. Конечно, очень не хотелось бы это увидеть», — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в среду, 31 марта.
В среду, 31 марта, генерал Марк Милли (Mark A. Milley), председатель объединенного комитета начальников штабов ВС США, провел телефонные разговоры со своим российским коллегой, генералом Валерием Герасимовым, и своим украинским коллегой, генерал-лейтенантом Русланом Хомчаком. Официальный представитель генерала Милли отказался рассказать детали переговоров. Пока чиновники Пентагона считают, что у границ Украины они наблюдают признаки военных учений, а не подготовки к вторжению, однако они продолжают пристально следить за ситуацией.
«Мы не стремимся ни к перезагрузке наших отношений с Россией, ни к эскалации. Наша цель заключается в том, чтобы заставить Россию платить за те действия, которые мы считаем неприемлемыми, одновременно стремясь к стабильности, предсказуемости и понижению градуса, — сказал один высокопоставленный чиновник администрации Байдена. — Если они склонны повысить градус, мы к этому готовы». В качестве вариантов действий Соединенные Штаты рассматривают оказание экстренной помощи Украине и санкции.
Рост напряженности у границы Украины происходит в тот момент, когда президент России Владимир Путин столкнулся с самой серьезной критикой внутри своей страны за последние несколько лет. Большая часть этой критики касается оппозиционного политика Алексея Навального, чей арест в январе спровоцировал акции протеста как минимум в 109 городах по всей России. Навальный храбро вернулся в Москву после лечения за границей, которое ему потребовалось после отравления в августе прошлого года. В среду Навальный начал голодовку в знак протеста против того, как с ним обращаются в тюрьме.
Возможно, Путин надеялся, что, если он отправит Навального в тюрьму, эта политическая проблема исчезнет, но этого не произошло. Петицию с призывом к дальнейшим демонстрациям подписали 360 тысяч сторонников Навального, и организаторы надеются собрать 500 тысяч подписей, прежде чем вновь выйти на улицы городов.
По словам упомянутого выше высокопоставленного чиновника, «элементы происходящего напоминают ситуацию, которая предшествовала первому вторжению России на Украину» в 2014 году, когда Путин тоже столкнулся с мощной волной критики внутри России. Помимо ситуации с Навальным россияне обвиняют Путина в коррупции, а также в недостаточной эффективности мер по борьбе с пандемией коронавируса.
Жесткие высказывания администрации Байдена по поводу России, прозвучавшие на этой неделе, являются очередным примером того, как Белый дом и Госдепартамент стараются укрепить внешнюю политику Соединенных Штатов после беспорядка и провалов трамповской эпохи. В центре стратегии администрации Байдена стоит задача по восстановлению альянсов — альянсов со странами НАТО, когда речь заходит о противостоянии России, а также с ключевыми азиатскими союзниками, такими как Япония, Индия и Австралия, с целью противостояния Китаю.
Байден старался демонстрировать более жесткую позицию в отношении России с момента своего вступления в должность. На следующий день после инаугурации Байден распорядился составить отчет о роли России в агрессивной хакерской атаке на системы компании SolarWinds, которая затронула тысячи американских компаний и даже несколько правительственных агентств. 4 февраля, после ареста Навального, Салливан предупредил: «В отличие от предыдущей администрации мы будем предпринимать шаги для того, чтобы привлекать Россию к ответственности за целый ряд враждебных действий, которые она совершает».
В первые месяцы работы американских администраций мы обычно наблюдаем множество жестких высказываний и позерства, поскольку потенциальные противники начинают прощупывать границы друг друга. К примеру, на первой же встрече американских и китайских дипломатов, которая состоялась в марте в Анкоридже, ведущий китайский дипломат устроил госсекретарю США Энтони Блинкену (Antony Blinken) публичную выволочку. Другими словами, дипломатия — это контактный вид спорта.
Однако украинская ситуация стоит особняком, потому что в ней потенциально замешана грубая сила. Россия нарастила свой контингент — как минимум временно — рядом с границей страны, которой Соединенные Штаты предоставляют военную помощь. Возможно, главным плюсом тех сигналов, которые прозвучали на этой неделе, является то, что они уменьшают вероятность просчетов с каждой стороны.