Пока контейнеровоз Ever Given еще перекрывал Суэцкий канал и вместе с ним всю мировую торговлю, «Росатом» позволил себе иронический твит: российская госкомпания предложила всем рассмотреть Северный морской путь в качестве альтернативы. Его работа напрямую касается «Росатома», поскольку предприятие занимается не только строительством и эксплуатацией АЭС, но и российским флотом атомных ледоколов.
Путь из Китая или Японии в Европу вдоль северного побережья России занимает на 10-15 дней меньше классического маршрута через Суэцкий канал. Это означает экономию в миллионы евро за рейс для судоходных компаний и их клиентов. Таким образом, Северный морской путь представляет собой соблазнительную инициативу и привлекает все большее внимание по мере таяния арктических льдов в связи с потеплением климата. В конце прошлого лета граница льдов отошла на рекордное за 40 лет расстояние.
Как бы то ни было, Северный морской путь открыт не весь год: проход от Берингова пролива до Норвегии доступен лишь с конца мая по сентябрь-октябрь. В то же время судоходный сезон ширится из года в год, а товаропоток растет: порядка 33 миллионов тонн в 2020 году, то есть почти двухкратный прирост за два года.
В 2018 году Владимир Путин поставил целью достичь показателя в 80 миллионов тонн в 2024 году. Сейчас срок по-тихому перенесли до 2030 года. Арктический маршрут может принести прибыль России: речь идет не просто о проходе, как в Суэцком канале, поскольку Москва может предложить услуги своих ледоколов, метеоданные и сведения с геостационарных спутников, находящихся над Арктикой.
Хрупкость экосистемы
Плюс хрупкость экосистемы и имиджевый ущерб в случае разлива нефтепродуктов. Гендиректор транспортного предприятия CMA CGM Родольф Сааде заявил в пятницу, что его компания воздержится от использования арктического маршрута «по экологическим причинам».
Даже если не рассматривать дополнительные затраты, Северный морской путь не предлагает особых преимуществ, подсчитал Камило Умана Дажуд из Центра исследования мировой экономики. Арктический маршрут позволит сократить на 15% и более лишь 2,2% товарообмена между 99 государствами. Так, маршрут Токио-Рейкьявик уменьшится наполовину, а Токио-Алжир — всего на 1 000 км или 6%.
Проекты добычи нефти и угля
«Северный морской путь станет в большей степени не международным маршрутом, а стратегическим экспортным каналом для России, — полагает Флориан Видаль из Французского института международных отношений. — Разработка природных ресурсов оправдывает расширение судоходства в Арктике, но одно не существует без другого», — добавляет он.
«Новатэк» и Total добывают газ на Ямале, и судам с укрепленной кормой, таким, как танкер «Кристоф де Маржери», удалось проложить себе путь в Европу в январе без помощи ледоколов. На расположенном к востоку Таймырском полуострове реализуются проекты по добыче нефти и угля с прицелом на экспорт по морю через пять лет.
«Арктика уже обеспечивает 20% ВВП России и имеет огромное значение для экспорта страны и ее геополитических задач», — отмечает Флориан Видаль. Еще на прошлой неделе Владимир Путин распорядился, чтобы войска продолжили «проведение комплексных арктических экспедиций, изучение и освоение Крайнего севера в целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации».
После 2050 года может открыться и новый маршрут, напрямую через Северный полюс. В таком случае у торговых флотов появится возможность обойтись без России. Дальновидный Китай уже готовится к этой перспективе.