Администрация Байдена изо всех сил заверяет украинское правительство, что Соединенные Штаты и Организация Североатлантического договора (НАТО) поддержат Киев в усиливающемся противостоянии с пророссийскими сепаратистами и с самой Россией. В пресс-релизе Белого дома от 2 апреля подтверждено, что в ходе телефонного разговора с украинским президентом Владимиром Зеленским Джо Байден «заявил о непоколебимой поддержке Соединенными Штатами украинского суверенитета и территориальной целостности перед лицом продолжающейся российской агрессии в Донбассе и Крыму». То же самое сделали и другие высокопоставленные руководители из администрации, в том числе, министр обороны Ллойд Остин и госсекретарь Энтони Блинкен.
Столь конфронтационные и демонстративные высказывания сами по себе весьма опасны. Но они звучат на фоне возобновившихся боевых столкновений между украинской армией и силами сепаратистов. До недавнего времени заключенное в 2020 году соглашение о прекращении огня действовало весьма неплохо, но сейчас напряженность резко усиливается. В ответ на возобновившиеся боевые действия Россия перебросила на границу с Украиной дополнительные войска. Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с предупреждением, что если Киев вновь начнет войну в Донбассе, это приведет Украину к гибели.
Ужесточение позиций наблюдается и по другим направлениям. Правительство Украины объявило, что летом могут состояться совместные военные учения украинских и натовских войск. Кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков предупредил, что развертывание войск НАТО на Украине вынудит Россию принять «дополнительные меры по обеспечению собственной безопасности».
Администрация Байдена рискует повторить катастрофическую политику Джорджа Буша, который убедил грузинского президента Михаила Саакашвили, что его страна является ценной союзницей США, и что США с НАТО непременно придут на выручку Грузии, если та втянется в вооруженный конфликт с Россией. У Саакашвили были все основания сделать вывод, что он может рассчитывать на решительную поддержку Вашингтона. Администрация Буша поставила Тбилиси оружие на миллионы долларов и даже занималась боевой подготовкой грузинских войск.
Буш и прочие руководители громко и несдержанно хвалили Саакашвили и демократическую революцию в Грузии. Выступая в мае 2005 года в Тбилиси, Буш назвал Грузию «путеводной звездой свободы» и похвалил самозваных демократов этой страны за то, что они показали пример «цветной революции». Таким образом, он считал, что грузины заслуживают особого признания. «Ваше мужество вдохновляет демократических реформаторов и подает сигнал, эхом разносящийся по всему миру: свобода — это будущее каждой страны, каждого народа на Земле». Он добавил (ошибочно), что сама Грузия «строит демократическое общество, где соблюдаются права меньшинств, где процветает свободная пресса, где приветствуется активная оппозиция, и где единство достигается мирным путем».
Буш также настаивал, чтобы союзники по НАТО предоставили Грузии (и Украине) членство в альянсе. Из-за противодействия французов и немцев осуществить этот замысел не удалось, но очевидно, Саакашвили поверил, что в случае открытого столкновения между Москвой и Тбилиси НАТО вступит в военные действия с Россией. В августе 2008 года он начал наступление с целью восстановления контроля над вышедшим из состава Грузии регионом Южная Осетия, который с начала 1990-х годов находился под защитой российских миротворческих сил. В ходе наступления грузины нанесли потери российским миротворцам. В ответ Москва начала масштабное контрнаступление, в короткие сроки приведшее к захвату нескольких грузинских городов и к выходу российских войск в пригороды столицы.
Все надежды грузин на то, что многословные похвалы Вашингтона в адрес «демократического друга» выльются во вступление США в войну, оказались беспочвенными. Когда после начала российского наступления Буш позвонил Саакашвили, грузинский президент начал призывать его не бросать в беде дружественную демократию. Буш заверил его, что Вашингтон привержен территориальной целостности Грузии, но обещать военную помощь не стал, что весьма примечательно. Вопреки многочисленным выражениям поддержки, Соединенные Штаты и их европейские союзники не пожелали идти на риск опасной и непредсказуемой конфронтации с ядерной державой из-за мало кому известного территориального спора. Войска США и НАТО остались в казармах, а Саакашвили был вынужден согласиться на унизительное мирное соглашение, в результате чего Южная Осетия и еще один сепаратистский регион оказались под твердой властью России.
Параллели между сегодняшним подстрекательством Украины со стороны Вашингтона и грубыми промахами Буша в отношении Грузии внушают страх и тревогу. Правительство Владимира Путина за эти годы неоднократно предупреждало Запад, что попытки сделать Украину военным сателлитом НАТО являются запретной красной чертой в плане безопасности России. В 2014 году Кремль аннексировал Крым в ответ на кампанию США и ЕС по оказанию помощи демонстрантам в свержении избранного пророссийского правительства и замене его прозападным режимом. Это должно было стать предельно ясным сигналом для Запада.
Но по всей видимости, администрация Байдена полна решимости допускать новые промахи и ошибки. Такой подход чреват двумя плачевными результатами. Один будет плохой, а второй ужасный. Наиболее вероятен повтор грузинского сценария, когда Украина, подталкиваемая Вашингтоном к конфронтации с Россией, возомнит, что поддержка США ей гарантирована, и потерпит сокрушительное и унизительное военное поражение. А американские руководители, несмотря на всю свою риторику и позирование, благоразумно воздержатся от вступления в войну. В этом случае США будут выглядеть как никчемное и безответственное государство.
Но второй результат еще хуже. Есть опасность, что администрация Байдена решит выполнить свои негласные обязательства перед Украиной и предпримет военные действия в ответ на разгоревшийся между Россией и Украиной конфликт. Это будет невиданная глупость, ибо все может закончиться ядерной войной. А с учетом той неистовой враждебности, которую администрация и значительная часть вашингтонской политической элиты демонстрирует в отношении Москвы, такую вероятность исключать нельзя.
Администрации Байдена необходимо срочно пересмотреть свою политику в отношении Украины. Вашингтон дает Киеву обещания в сфере безопасности, за которые США придется расплачиваться дорогой ценой.