Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Lidovky (Чехия): Польша строит свой «малый Суэцкий канал»

России не удалось отменить проект, который будет завершен уже в следующем году

© CC BY-SA 4.0 / Ptaqe / Перейти в фотобанкВид на Балтийскую косу
Вид на Балтийскую косу - ИноСМИ, 1920, 07.04.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже реализуемый проект через Балтийскую косу вызвал в Польше и России ожесточенные споры и привел к взаимным обвинениям в нечестности. Варшава говорит, что не хочет оказаться в ситуации, когда в случае обострения и без того не лучших отношений русские смогут блокировать польские корабли. Хотя до сих пор ни разу такого не случалось.

Водный путь длиной чуть более километра и небольшой ширины сумел вызвать в Польше и России ожесточенные споры и привел к взаимным обвинениям в нечестности. Речь идет о канале через Балтийскую косу на севере Польши.

Идея проекта родилась из-за недоверия поляков к русским, подкрепленного негативным историческим опытом. Канал позволит польским кораблям выходить в Калининградский залив, на южном берегу которого расположен город Эльблонг, где проживают около ста тысяч человек и находится порт. Так полякам не придется проплывать через территориальные воды Российской Федерации.

Уже реализуемый проект в Польше воспринимают как стратегическую страховку от непредсказуемого восточного соседа. Варшава не хочет оказаться в ситуации, когда в случае обострения и без того не лучших отношений русские смогут блокировать польские корабли. Кроме того, с практической точки зрения канал позволит полякам значительно сократить судоходные трассы из Эльблонга в открытое Балтийское море. Корабли «срежут» почти сто километров и сэкономят почти два часа в пути.

Канал пересечет Балтийскую косу, естественный узкий песчаный полуостров, отделяющий Калининградский залив от открытого моря. Его протяженность составит всего 1300 метров, и по нему смогут проплывать суда длиной до ста метров, максимальной шириной 20 метров и глубиной погружения до пяти метров.

Параметры невелики, однако именно такие корабли сейчас ходят в порт Эльблонга, куда суда с большой осадкой просто не могут попасть. Учитывая немалые расходы на строительство канала (сейчас это два миллиарда злотых), проект кажется невыгодным. Более того, в ближайшие годы потребуются деньги еще и на эксплуатацию и обслуживание этого канала. При этом на балтийском побережье Польши есть другие, значительно более крупные порты, прежде всего близлежащий Гданьск.

Москва пророчит катастрофу

Сомнениями в экономической выгодности, и не только в ней, с самого начала проекта пытается воспользоваться российская пропаганда, которая называет строящийся канал экономической катастрофой и проектом, направленным против России. Русские обвиняют поляков в том, что из-за канала те превращаются в «лакеев НАТО», так как новый канал якобы будут использовать, в первую очередь, военные корабли Североатлантического альянса для того, чтобы подобраться к российской границе.

Москва также пытается сыграть на экологической теме, поскольку строительство столь крупного инфраструктурного проекта, разумеется, вызывает вопросы у экологов. Канал якобы уничтожает места гнездования морских птиц, а кроме того, может изменить рыбное разнообразие в Калининградском заливе. Опасения есть и у некоторых городков на польской части Балтийской косы, которые боятся, прежде всего, оттока туристов.

Строительство ведется в проблемном с геополитической точки зрения месте, всего в 25 километрах от польско-российской границы. До сих пор русские не создавали особых проблем польским гражданским судам, пересекавшим российские территориальные воды, но с военными кораблями все может быть иначе. Нынешняя судоходная трасса из Эльблонга пролегает через Балтийский пролив близ города Балтийск (ранее Пиллау), где размещается российская военно-морская база.

Канал через Балтийскую косу превратился в предмет споров и на польской внутриполитической арене. Правительство либеральной «Гражданской платформы» бывшего премьера Дональда Туска хотело остановить проект из-за высоких расходов еще на стадии подготовки, но затем, когда в 2015 году к власти пришла консервативная партия «Право и справедливость», все изменилось, и теперь почти с полной уверенностью можно говорить, что канал будет завершен. Как заявил влиятельный председатель «Права и справедливости» Ярослав Качиньский, этот водный путь «укрепит суверенитет Польши».