Сенат недавно принял так называемую поправку «UNEF», призванную создать условия для роспуска ассоциаций, которые запрещают «участвовать в собрании лицам или группе лиц по причине их цвета кожи, происхождения, принадлежности или непринадлежности к определенному этносу, нации, расе или религии». Иначе говоря, речь идет об проведении мероприятий «без смешения» — такой технический эвфемизм обычно используют их организаторы.
Эта политическая инициатива (она получила поддержку многих парламентариев всех мастей) вписывается в рамки законопроекта о «сепаратизме» и призвана укрепить принцип всеобщности, на котором зиждется наш республиканский общественный договор. Она возникла после волны возмущения, которую породило, мягко говоря, неоднозначное заявление Одри Пюльвар о том, что нежелательные на подобных собраниях элементы все же могут присутствовать при условии, что будут держать рот на замке. Кроме того, она перекликается с прошлыми заявлениями министра образования Жана-Мишеля Бланке о том, что «люди, которые называют себя прогрессистами, но при этом делят людей по цвету кожи, ведут нас к чему-то, что напоминает фашизм».
Вспоминается также статья от 14 июля, в которой верная своему чувству «злободневности» NYT приветствовала «расовое пробуждение Франции» и выдала проникновенный панегирик в честь восходящих звезд французской расовой борьбы. Три месяца спустя та же самая газета написала, что французская полиция «застрелила человека» на улице (в то время вовсю бушевала полемика о «полицейском насилии»), хотя речь шла о террористе, который устроил жестокую расправу над Самюэлем Пати. Сегодня же UNEF (Национальный союз студентов Франции) удостоился чести быть освещенным прогрессистской американской газетой за то, что оказался в «авангарде перемен во Франции».
Хотя в статье упоминаются некоторые сомнительные моменты политической деятельности профсоюза, углы старательно сглаживаются, поскольку журналисту нужно подготовить почву для дальнейшей похвалы. Стоит вспомнить, что за последние месяцы UNEF принял участие в блокаде, которая привела к отмене «Просительниц» в Сорбонне или, несмотря на долгие заявления о своем феминистическом наследии, сейчас представляет вуаль символом политического освобождения и поддерживает некоторые религиозные объединения на университетских выборах. Следует также напомнить, что некоторые его местные представители не постеснялись назвать эмоциональную реакцию людей на пожар в Соборе Парижской Богоматери «психозом белых», а одно отделение UNEF написало на стенах университета имена двух заподозренных в «исламофобии» преподавателей. В обоих случаях национальный профсоюз в итоге дистанцировался от подобных шагов, но на это его вынудило лишь всеобщее неодобрение, в том числе и в собственных рядах.
Упомянутые газетой «перемены» — не французские по своей природе, а их неприятие частью общественности вовсе не говорит о страхе прогресса и тем более ретроградском консерватизме по отношению к творящейся истории. Вопреки утверждениям президента UNEF Мелани Люс, Франция «не боится их, потому что за ними будущее». Это еще не определено, а решение предстоит принять национальному сообществу суверенным, мирным и демократическим образом. Дискриминация — это еще один слишком важный вопрос, чтобы предлагать стереотипные и противоречивые ответы, которые лишь обостряют ненависть в Америке. Сохранение дискриминации в обществе не должно перечеркивать гуманитарный проект нации. Как раз наоборот, такой проект заслуживает укрепления и всесторонней поддержки.
Развернутая США после Второй мировой стратегия «мягкой силы» теперь служит не только для укрепления доминирующего положения капиталистической модели, но и для экспорта конфликтного по своей сути мультикультурализма, который зациклен на вопросах идентичности. Этот мультикультурализм призван вытеснить более требовательную, но куда более справедливую модель универсализма, который открыт для всех и безразличен к каждому. Для этого со времен терактов 11 сентября 2001 года американская демократия взяла прицел на «меньшинства», чтобы обеспечить себе поддержку «сердец и умов». Публикация в L'Obs реакции известных американских активистов расовой борьбы, таких как Анджела Дэвис, Хоми Бхабха и Гаятри Чакраворти Спивак, в противовес действиям правительства против ряда университетских выходок, говорит о территориальном расширении в прошлом национальной политической борьбы.
Бео и Нуарьель недавно напомнили следующий очевидный факт: социальная принадлежность все еще остается «решающим фактором, вокруг которого крепятся другие измерения идентичности» человека. Как бы то ни было, подобно американской Демократической партии и части левых нашей страны UNEF оставил социальную борьбу за равенство и сосредоточил все внимание на видимой дискриминации, забросив патологию в угоду симптоматике. В этой сфере некогда действительно «мягкая» сила США уступила место культурному и политическому интервенционизму, который уже почти не пытается скрываться.