В понедельник, 5 апреля, министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился со своим индийским коллегой Субраманьямом Джайшанкаром (Subrahmanyam Jaishankar). Они обсудили целый ряд вопросов, включая ситуацию в Индо-Тихоокеанском регионе. Во вторник, 6 апреля, индийское издание Wion сообщило, что «Индия занимает четкую позицию. Она не будет участвовать в военном альянсе стран Quad в стиле НАТО, и поддержание правильного баланса между Россией и странами Quad стало серьезным вызовом для Нью-Дели».
Стратегия Индии заключается в том, чтобы поддерживать баланс между крупными державами в попытке максимально реализовать свои национальные интересы. Однако на практике достичь этого довольно трудно. Ситуация усугубляется еще и тем, что отношения между Россией и Соединенными Штатами продолжают ухудшаться. Как сообщает агентство Reuters, «отношения Москвы с Вашингтоном достигли самой низкой точки с момента окончания холодной войны». На этом фоне Индия может столкнуться с множеством сложностей в процессе реализации своей стратегии, в рамках которой она старается угодить обеим сторонам.
Индия сотрудничает и со странами Quad, и с Россией, однако у нее есть разногласия со всеми этим странами. К примеру, если говорить о сдерживании Китая, то Индия редко публично упоминает Китай в этом ключе. Между тем Вашингтон, Токио и Канберра занимают противоположную позицию. Более того, в марте Запад раскритиковал ситуацию с нарушениями прав человека в Индии. Все это может привести к ухудшению отношений Индии со странами Quad.
Во вторник, 6 апреля, индийское издание Print сообщило, что Джайшанкар еще раз повторил, что он считает Москву «ключевым партнером» в индо-тихоокеанской инициативе Нью-Дели, которую Россия считает «антикитайской» инициативой. Интересно, что, говоря об этом регионе, Россия использует термин «Азиатско-Тихоокеанский» вместо «Индо-Тихоокеанский». Между тем Вашингтон и Нью-Дели предпочитают второй вариант, чтобы задеть Китай. Это свидетельствует о том, что Москва, будучи стратегическим партнером Китая, разделяет точку зрения Пекина в этом вопросе.
И президент России Владимир Путин, и министр иностранных дел Лавров неоднократно заявляли, что они выступают против любого антикитайского альянса.
В 2019 году в своем выступлении на итоговой пленарной сессии 16-й встречи Международного дискуссионного клуба «Валдай» Путин сказал, что любая попытка создать какую-либо «блоковую» организацию «чужда Азии вообще и сегодняшнему состоянию дел в Азии», и «это вряд ли удастся сделать». В июле 2020 года Лавров резко раскритиковал Индо-Тихоокеанскую стратегию во главе с Соединенными Штатами, назвав ее «попыткой собрать группу стран, которые открыто сдерживают развитие Китая».
Более того, российское военное оборудование тоже может стать фактором, который усложнит для Индии процесс поиска баланса между Россией и Quad — в первую очередь Соединенными Штатами. В ходе встречи министров иностранных дел России и Индии они обсудили в том числе вопрос о продолжающихся дискуссиях касательно дополнительного производства российского военного оборудования в Индии. Эти дискуссии проводятся вопреки возражениям Соединенных Штатов. Это может еще больше разозлить Вашингтон.
Сотрудничество в сфере обороны играет важную роль в том, что Москва и Нью-Дели называют своим «особым и привилегированным стратегическим партнерством». В этом отношении их объединяют крепкие исторические связи сотрудничества на высоком уровне — в прошлом Индия была партнером Советского Союза.
Тем не менее, Индия пытается найти и сохранить баланс между двумя крупными военными державами, которые являются старым и новым военными партнерами Индии. Возможно, у нее ничего не получится, и в результате она спровоцирует недовольство и России, и Соединенных Штатов.
Однако для Индии самой главной задачей сейчас является закупка военной техники. Военное оборудование из России зачастую в большей степени совместимо с теми системами вооружения, которые есть в распоряжении Индии уже сейчас. Если Индия будет одновременно покупать российское и американское оружие, это обернется большим количеством проблем для индийской армии — в смысле логистики и одновременного применения этих систем.