Вашингтон, округ Колумбия, известен всему миру как разделенный город, как место, где компромисс и диалог часто приносятся в жертву на алтарь конкурирующих между собой повесток. Однако, по крайней мере, по одному вопросу здесь существует консенсус: трубопровод «Северный поток — 2», длина которого составляет 1230 километров (764 мили) и по которому российский природный газ будет перекачиваться в Германию, является тем проектом, который должен быть остановлен. А Соединенные Штаты должны использовать для этого все имеющиеся в распоряжении экономические и дипломатические инструменты.
И на слушаниях в Конгрессе, и на встрече с союзниками по НАТО госсекретарь США Энтони Блинкен подтвердил официальную точку зрения Соединенных Штатов, в соответствии с которой «Северный поток — 2» представляет собой «плохую сделку» для Европы, он способен обеспечить России дополнительный приток наличных денег, а также может стать геополитической удачей для Владимира Путина.
«Президент (Джо) Байден очень четко сформулировал свою позицию, — отметил Блинкен в ходе своей встречи в Европе в прошлом месяце. — Он считает этот трубопровод плохой идеей, плохой для Европы, плохой для Соединенных Штатов, и, в конечном счете, этот трубопровод противоречит собственным целям Евросоюза в области безопасности».
Законодатели на Капитолийском холме используют еще более жесткую риторику, при этом даже собственные сторонники Байдена призывают администрацию к введению санкций против любых иностранных компаний и организаций, которые даже отдаленно вовлечены в строительство трубопровода. Из-за этого вопроса сенатор Тед Круз (Ted Cruz) затормозил на некоторое время процесс утверждения ветерана дипломатической службы Уильяма Бернса (William Burns), которого Байден предложил в качестве кандидата на пост директора ЦРУ. Сенатор Круз снял свои возражения только после того, как Блинкен выступил с заявлением от своего собственного имени и заверил законодателей в том, что нынешняя администрация введет санкции против любой фирмы, связанной с этим проектом.
Однако трубопровод «Северный поток — 2» является классическим примером того, как шумиха и паника затмевают разум и трезвый расчет. Хотя прекращение строительства этого газопровода, несомненно, будет досадной неудачей для Москвы, ценой такого шага будет также увеличение турбулентности в американо-немецких отношениях, которые Байден считает центральными по значимости в своей трансатлантической повестке. Как написал недавно Дэниэл Бенджамин (Daniel Benjamin), бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента в администрации Обамы и Клинтон, «какими бы ни были потери России в результате нового раунда санкций, они будут относительно небольшими в сравнении с тем ущербом, который будет нанесен американо-германским отношениям в критический, по сути, момент». Почему вообще крупнейшая экономика Европы должна делать какие-то услуги по другим стратегическим вопросам (сотрудничество в составе единого фронта против Китая, если брать наиболее очевидный пример), если Вашингтон разрушает газопровод, который по мнению Германии, отвечает ее собственным энергетическим интересам?
Существуют также экономические измерения, которые Соединенные Штаты должны учитывать. В Вашингтоне часто можно услышать мнение о том, что выгода от ликвидации проекта «Северной поток — 2» значительно перевешивает цену. Те люди в конгрессе США, которые выступают за более агрессивное санкционное давление против фирм и банков, тем или иным образом участвующих в этом проекте, действуют так, будто их предложения являются бесплатными. Они утверждают, что если европейцы будут вынуждены сделать выбор между газовым проектом стоимостью в 11 миллиардов долларов (8 миллиардов фунтов стерлингов) и экономикой США с ее 21 триллионом долларов (15 триллионов фунтов стерлингов), то они наверняка выберут последнее?
Однако такой подход не затрагивает сути проблемы. Если за победу над «Северным потоком — 2» придется заплатить подрывом стабильности американской финансовой системы, то эта победа может оказаться ложной.
Европейский союз уже недоволен исходящей от Соединенных Штатов риторикой. Если Соединенные Штаты продолжат пользоваться санкциями как молотом, а не как скальпелем, то Евросоюз в какой-то момент выйдет за пределы риторики и продемонстрирует свое несогласие. Пристрастие администрации Трампа к вторичным санкциям уже убедило этот континент в том, что Соединенные Штаты, несмотря на их постоянные разговоры об основанном на правилах международном порядке, всегда готовы использовать американский доллар и банковскую систему для получения того, что хочет Вашингтон.
Ситуация с Ираном поучительна: после того, как американские санкции против иранской экономики заставили такие европейские компании как Airbus, Siemens и Total отказаться от проектов и разорвать связи с Тегераном, Евросоюз создал специальный инструмент для того, чтобы обойти американские банковские каналы. Конечно, этот инструмент, в конечном счете, не сработал. Однако тот факт, что ближайшие союзники Вашингтона были готовы изучить подобный вариант, не говоря уже о том, чтобы ввести его в действие, должен послужить тревожным сигналом для американских официальных лиц, и они должны понять, что, дергая за струны экономического давления, они другого результата не добьются.
Как стало известно, администрация Байдена обсуждает вопрос о назначении специального представителя по «Северному потоку — 2». Судя по всему, цель состоит в том, чтобы найти дипломатический выход из нынешней проблемной для Вашингтона ситуации и остановить этот проект, не оскорбив при этом Германию. Но независимо от того, сможет или нет Вашингтон достать кролика из шляпы, такой вариант не учитывает реальные проблемы: если Америка не продемонстрируют определенную долю самоконтроля и не станет более сдержанной в отношении времени и способов применения своего санкционного давления, то она может в итоге обнаружить, что ее влияние сократилось, и она рискует оттолкнуть ближайших союзников в этом процессе.
Дэниэл Депетрис — комментатор журнала «Вашингтон экземинер»