Монреаль — Уже и не вспомнить, что в течение долгого времени — задолго до того, как Google и Facebook в прошлом месяце вступили в конфликт с правительством Австралии — для Интернета не существовало проверенной бизнес-модели. В конце концов, именно по этой причине лопнул пузырь доткомов. Но затем Google и Facebook нашли способ преобразовать свой самый большой актив, пользовательские данные, в прибыльный продукт: рекламу, которая нацелена на потребителей с гораздо большей детализацией и точностью, чем когда-либо это могла бы сделать традиционная телевизионная или печатная реклама.
Можно много говорить об этом типе микротаргетированной рекламы, ее влиянии на общество и о том, следует ли ее вообще разрешать. Но очевидно одно: с коммерческой точки зрения она была крайне успешна. Получив практически все доходы от рекламы на рынке, Google и Facebook на сегодняшний день являются двумя из числа самых прибыльных компаний в истории — настолько мощными, что могут надавить на правительства многих стран.
Поскольку Google и Facebook добились монопольного господства над цифровой рекламой в поисковых и социальных сетях соответственно, с ними практически невозможно вести переговоры. Хуже того, бизнес-модель, которая не строилась на распространении достоверной информации, реализуется за счет авторитетных журналистских институтов и других лиц, занимающихся предоставлением этого важнейшего общественного блага. Таким образом, мы остаемся с двойной несостоятельностью рынка, которая наносит ущерб не только рекламному бизнесу, но и демократии.
Тейлор Оуэн — директор Центра медиа, технологий и демократии Университета Макгилла и ведущий Большого технологического подкаста Центра инноваций в области международного управления.