«Путин быстро стал воплощением нового типа национализма. Частично сохранив знаки и символы советского прошлого (флаг, гимн, праздники, но не коммунизм), он смог создать синтез с царским прошлым и по-новому сформулировать будущее России», — этими словами профессор Мадридского университета Комплутенсе, господин Хосе Мария Фаральдо (José M. Faraldo) обобщает центральную идею книги «Современный русский национализм» («El nacionalismo ruso moderno», издательство Báltica Editorial). В ней он вкратце изучает корни русского национализма. При этом он выделяет эпохи — докоммунистическую, советскую (интернационализм которой он объявляет лишь позерством) и «путинскую».
Не стоит упускать из виду тот факт, что план, составленный царем или товарищем Путиным, по восстановлению величия «российского народа», — это зеркало, в которое смотрятся и другие националистические лидеры в других странах. Речь идет о презрении к ценностям и свободам «упадочного» Запада, вражде с наднациональными организациями (такими, как демократические НАТО или ЕС), претензиях на исторические территории, оправданные разговорами о «национальной душе», и возврате отличительных черт былой России, адаптированных под беспокойный XXI век.
Профессор Фаральдо, написавший также книгу «Русская революция: история и память» («La Revolución Rusa: historia y memoria», издательство Alianza Editorial), обращается к факторам, формирующим основу для этого «путинского» национализма: исторически сложившиеся в духе национализма российские семьи, социальный кризис и экономический коллапс 1991 года, Православная церковь как сеть поддержки, мобилизация Красной армии во Второй мировой войне, антиукраинство после событий якобы проявившего себя во всей красе украинского фашизма на Майдане в 2014 году. И последний элемент, являющийся чистым безумством, а именно — реабилитация личности Сталина.
В книге анализируются также феномен «Homo sovieticus», другими словами, «глубокая антропологическая идентификация русских людей со всем советским», а также евразийский фактор — пока не избытую способность русских находить общий язык и с европейцами, и с азиатами. Эта книга стала первым произведением в серии очерков, издаваемых Báltica Editorial, молодым издательством, выпускающим публикации с упором на культуру славянских и центральноевропейских стран. «Национализм — это месть нам со стороны этих „Homo sovieticus"», — объясняет Фаральдо. Он все больше укореняется на пограничных территориях: в Крыму, на Донбассе, в Белоруссии, среди русскоязычных меньшинств в Прибалтике и так далее. Проявляется национализм и в новых военных парадах на Красной площади в честь 9 мая. Царь, товарищ, Путин… «Загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки», как говорил о России Черчилль, уже вышла на новый этап — в версии 3.0.