Кажется, что если и есть что-то, в чем все политики мира могли бы сойтись во мнении, так это в том, чтобы установить общемировой минимальный налог на прибыль организаций. О подобном желании заявила Министр финансов США Джанет Йеллен, а также ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, клуб развитых государств — прим. ред.). ОЭСР в течение многих лет координировала план борьбы с BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — мошенничество крупных западных компаний, заключающееся в регистрации прибылей в юрисдикциях с менее высокими ставками налогов, чем на "родине" этих самых прибылей — прим. ред.). Потом к этой идее присоединился и МВФ. Наконец, подобные мысли звучат и от ЕС, включая испанского премьера Педро Санчеса.
Йеллен объяснила необходимость такого налога: «Речь идет о том, чтобы правительства имели стабильную налоговую систему, которая бы приносила достаточно доходов для финансирования основных общественных услуг и передотвращения кризисов». Главный экономист МВФ поддержала ее: подобный офшоринг «сократит налоговую базу, на основе которой правительства смогут увеличивать доходы для удовлетворения социальных и экономических нужд населения».
К мнению этих экономистов присоединяется и Габриэль Цукман, один из самых известных ученых, изучающих неравенство доходов, который заявил, что правительствам не хватает фантазии, чтобы «обложить налогом капитал богатых людей в глобализированном мире». Цукман утверждает, что «люди, которые становятся богатыми, автоматически не наделяются правом переезда в другую страну в связи с риском неуплаты ими налогов в своей стране». Ученый считает, что человек, добившийся успеха или ставший богатым в определенной общине, должен платить налоги именно ей, как если бы его пометили клеймом, как, например, скота или раба.
Эти бредни являются результатом своего рода «эффекта Пигмалиона»: специалисты до такой степени поглощены своим объектом исследования, что отключились от реальности и других источников знания. Они упускают из виду глубоко политическую природу налогообложения. «Нет налогам без представительства», — кричали американские повстанцы против британского владычества, желая установления представительного правительства, которое защищало бы интересы тех, кто платит ему налоги. Это был принцип, который был связан с Великой хартией волностей, предоставленной английским королем Иоанном Безземельным своим феодалам, которые требовали считаться с их мнением, прежде чем приступать к новым дорогостоящим войнам.
Неужели Йеллен не понимает, что ее минимальный налог на прибыль будет финансировать таких автократов, как Владимир Путин, Эрдоган и однопартийные режимы, как, например, китайский? Налог соберут, но он же пойдет на вмешательство России в выборы в США. Или на мошенничество Демократической партии США с получением поданных якобы по почте голосов в пользу ее кандидата. Ау, госпожа Йеллен, неужели вы не понимаете, что отданные России деньги не пойдут на социальные нужды россиян?
Эти предложения не продуманы. они принимаются без учета интересов налогоплательщиков и подобающего уважения к ним. Это импровизации экономистов, отчаянно пытающихся добыть ресурсы для государств после того, как те погрязли в долгах из-за вызванного пандемией кризиса.