Российский президент Владимир Путин провоцирует Запад передвижениями войск на границе с Украиной. Запад должен действовать — методами устрашения, но и посылая сигналы к разрядке. Это хорошо работало в течение многих десятилетий.
Россия концентрирует войска на границе с Украиной. Это маневры, как утверждает Кремль? Или начинается новый этап эскалации? В любом случае это — беспрецедентная провокация… и тест. Москва проверяет, как будет реагировать Запад при новом американском президенте Джо Байдене.
Только один ответ на это может быть правильным: сплоченность. Если Запад в целом и Соединенные Штаты с частности дадут понять, что они не будут просто наблюдать за дальнейшим продвижением войск и ничего не делать, то господа в Кремле поймут, что их усилия и затраты ни в коей мере не окупятся захватом новых территорий Украины. Правда, не утратили своей актуальности слова Черчилля: «Россия — это загадка, завернутая в тайну, помещенную внутри головоломки». Но даже при этой огромной неизвестности война не в интересах русских. Во всяком случае, не в данный момент.
Однако это умозаключение не должно позволить Западу, и прежде всего Европе, пустить дело на самотек. Россия будет продолжать беспокоить Украину, восточные страны НАТО, Прибалтику, и возможно, Польшу. Западу придется — как когда-то во время холодной войны — отвечать: устрашением и одновременно сигналами готовности к разрядке.
Устрашение могло бы выглядеть так: Вашингтон угрожает Москве продолжить поставки оружия Киеву, если российские солдаты останутся у границы. Одновременно с этим блок НАТО должен заявить, что увеличивает число солдат в «Корпусе быстрого реагирования». Они предусмотрены для того, чтобы в течение всего нескольких дней быть переброшенными на восточный фланг НАТО. Сейчас численность корпуса ограничена 5000 солдат — этого слишком мало, чтобы защитить какое-либо государство НАТО от нападения русских.
За игрой мускулами должна последовать попытка реанимировать «нормандский формат». В 2014 году Ангела Меркель, тогдашний президент Франции Франсуа Олланд, президенты России и Украины собрались вместе, чтобы добиться разрядки в ситуации на Украине. Сегодня США должны возглавить этот формат.
Целью может быть первичная разрядка нынешней ситуации, чтобы во втором шаге добиться ослабления взрывного потенциала конфликта. Это было возможно, если бы русские и украинцы, а также американцы и европейцы в обоюдном порядке учли потребности противоположной стороны и были готовы к компромиссам.
Статус-кво можно изменить только тогда, если его признают. И это было одним из правил холодной войны и политики разрядки. И не самое плохое.