Военная эскалация на востоке Украины остается неопределенной, но дипломатическая напряженность сохраняется. «Кремль опасается возобновления гражданской войны на Украине», — заявил в пятницу, 9 апреля, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. «Мы призываем Россию прекратить провокации и незамедлительно предпринять меры, необходимые для начала деэскалации», — заявил вечером Жан-Ив Ле Дриан, министр иностранных дел Франции, который отметил «сдержанную позицию» украинских властей. По американским оценкам, около 40 000 российских солдат были сосредоточены на своей территории вдоль украинской границы.
Растущее число инцидентов, связанных с безопасностью в Донбассе, вызывает переполох в Париже и Берлине, которые работают над поиском разрешения конфликта. За семь лет погибло более 13 000 человек. Результаты такого посредничества достаточно скромны, но реальная цель — избежать неконтролируемых рецидивов. С этой точки зрения внезапное евроатлантическое рвение президента Украины Владимира Зеленского порождает проблемы.
После саммита в Елисейском дворце в декабре 2019 года в нормандском формате (Франция, Германия, Россия, Украина) главным достижением стало прекращение огня, вступившее в силу 27 июля 2020 года и соблюдавшееся в течение пяти месяцев. Но в последние недели наблюдательная миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заметно сдала позиции. Со 2 по 5 апреля только в Донецкой области было зафиксировано 1424 инцидента против 594 в предыдущие дни. Впечатляющее трехкратное увеличение. Наблюдатели также отметили наличие с обеих сторон тяжелой военной техники, в принципе запрещенной в зонах разведения войск. GPS-связь дронов миссии также была блокирована.
Передвижение российских войск чревато возобновлением насилия и даже масштабной операцией. Некоторые эксперты сомневаются, что есть заинтересованность в таких действиях из-за их всевозможных издержек. Но другие уверены, что речь идет о целенаправленной операции во имя политики свершившегося факта, за которую выступает Кремль. Одна из возможных целей — силовое разблокирование Северо-Крымского канала протяженностью 400 км, который снабжает украинский полуостров днепровской водой. После аннексии этой территории Россией в 2014 году ее поток был очень ограничен, а местные запасы воды истощились. Москва отрицает какие-либо намерения такого рода и говорит об обычных учениях.
Но в этой легко воспламеняющейся атмосфере простая спичка может обернуться непредвиденными последствиями. Тем более, что Кремль не заинтересован в урегулировании этого конфликта, который подрывает территориальную целостность Украины и мешает ей повернуться к Европе.
Тема суверенитета
Владимир Зеленский ищет поддержки. «Это главный приоритет»: так 5 апреля президент Украины назвал перспективу плана действий по вступлению в НАТО (ПДЧ). Лидер недавно разговаривал по телефону с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном, который, по нашим сведениям, обещал оказать ему поддержку, что было плохо воспринято в Париже. Британцы пытаются заявить о себе после выхода из ЕС: критически настроенные против России и Китая, они добиваются благосклонности администрации США.
6 апреля Зеленский заявил, что «НАТО — единственный способ положить конец войне на Донбассе. Общий план действий для Украины стал бы реальным сигналом для России». Может ли НАТО предотвратить конфронтацию с соседом, учитывая, что альянс был самой большой красной тряпкой для Кремля в течение двадцати лет? Выбор момента сомнителен, но у Москвы все еще есть свои причины для действий. В принципе суверенная Украина утверждает свои амбиции. Кроме того, на саммите в Бухаресте в 2008 году ей было дано бессрочное обещание, как и Грузии. Спустя четыре месяца, Грузия потеряла 20% своей территории в молниеносной войне против России.
Столкнувшись с падением своей популярности, молодой президент захотел более серьезно заняться темой суверенитета. Это позволило посылать сигналы националистической общественности, уже подавленной закрытием в феврале трех телеканалов, связанных с пророссийским оппозиционером Виктором Медведчуком. Парадокс заключается в том, что неожиданная победа бывшего киноактера в 2019 году подкреплялась идеей диалога с Кремлем.
«Для украинцев картина изменилась с избранием Байдена, — отмечает французский дипломат. — У них создалось впечатление, что они вновь обрели старшего брата. Отчасти это объясняет их жесткую позицию». Начав полную перестройку двусторонних отношений, ставшую прелюдией к новым санкциям, Джо Байден стал первым президентом США за двадцать лет, который, вступив в должность, не питает никаких иллюзий относительно характера российского режима и его намерений.
Российские паспорта
При дипломатическом застое русские скрывают свои намерения. Дмитрий Козак, курирующий Донбасс в администрации президента, изо всех сил уже с лета пытается представить Россию в качестве посредника в конфликте, наряду с Францией и Германией. Он призывает к прямому диалогу между Киевом и поддерживаемыми Москвой сепаратистами. 19 апреля состоится очередная встреча в нормандском формате. «Сегодня все зависит от масштабов конфликта. Если будет, как говорит наш президент, повторение Сребреницы, мы будем вынуждены прибегнуть к обороне», — сказал Козак по поводу передвижения российских войск.
Упоминание организованной казни 8000 боснийцев сербскими войсками в 1995 году не ново. Владимир Путин уже использовал его после саммита «в нормандском формате» в Елисейском дворце в конце 2019 года. По его оценке, возвращение восточной границы, удерживаемой сепаратистами, под контроль Киева, приведет к бойне. Россия обвиняет Украину в несоблюдении условий Минских договоренностей и требует особого статуса для Донбасса. Москва также изменяет реальное положение на местах. По словам сепаратистов, с середины 2020 года почти 250 тысяч жителей уже получили российские паспорта.