Украина обвинила Россию в наращивании войск вблизи границы, а также в эскалации насилия в Донбассе. Спутниковые снимки и показания очевидцев показывают, что численность войск растет, и всего в нескольких километрах от границы с регионом Украины, где сотни тысяч украинцев получили российские паспорта. Российское правительство говорит, что эти маневры — всего лишь учения.
Солдат знает нас со вчерашнего дня.
«Привет, шпионы», — говорит он.
Наращивание российской военной мощи в Крыму и вдоль границы с Украиной не осталось незамеченным. Этот процесс совпал со срывом перемирия в тлеющем конфликте между Украиной и поддерживаемыми Россией сепаратистами на востоке Украины.
В социальных сетях стали появляться все больше видео, фиксирующие передвижения российских войск — артиллерия, которую переправляют по Крымскому мосту; поезда, груженные оружием, прибывающие аж из Сибири. Эти наблюдения простых россиян наряду с предупреждениями украинских генералов предшествовали заявлениям российских военных о проведении учений в регионе и вызвали тревогу в столицах на Западе.
Выгруженное на станции Масловка снаряжение направляется на ближайший полигон, который превратился в огромный военно-полевой лагерь. Он растянулся примерно на два с половиной километра и примыкает прямо к дачным участкам жителей Воронежа, которые рассказывают нам, что развертывание началось в конце марта.
Мы случайно въезжаем прямо туда, хотя солдаты не делают никаких попыток догнать нас. Большое количество военных грузовиков, ряды палаток, снующие солдаты. Вывеска на входе — ее большинство российских призывников помнят по военной службе — «Тяжело в учениях, легко в бою».
Местоположение лагеря впервые идентифицировала с помощью методов с открытым исходным кодом группа Conflict Intelligence Team (CIT) в Москве. «Это больше похоже на подготовку к наступательной операции, а не просто на защиту нашей земли, — сказал нам в Москве Руслан Левиев из CIT. Но он не верит, что это прелюдия к войне. — Это выглядит как демонстрация силы, чтобы оказать давление на украинское правительство, показать свою позицию на международной арене, показать свою позицию новой американской администрации».
Местные жители, сидящие на дачах, едва ли задумываются об активности военных по соседству. «Если Зеленский (президент Украины) не дурак, то ничего не произойдет. Если он дурак, то может случиться все, что угодно, — говорит Нина, пенсионерка, которую мы встречаем, поливая свой сад. — Во всяком случае, не он решает, а американцы». Она не хочет называть свою фамилию. «Надеюсь, я не выдала никаких военных секретов», — добавила она.
«Здесь всегда проходят учения, каждое лето, — сказал Юрий, местный охранник. — Прекратите все эти разговоры о войне».
На этой неделе канцлер Германии попросила Владимира Путина свернуть наращивание военной мощи. В это воскресенье после консультаций со своим американским коллегой министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб написал то же самое в своем твиттере. Кажется, что этого [деэскалации] не происходит. Позиция России ясна. То, что происходит на российской земле, — это дело России. С этим трудно спорить.
Но демонстративная игра мускулами вокруг Украины — это не тот вариант, который Запад может игнорировать — ставки слишком высоки для всех вовлеченных сторон. Лидер Украины Владимир Зеленский может требовать скорейшего вступления в НАТО, но он этого не получит. Несмотря на все громкие протесты России по поводу возможного продвижения НАТО на восток, Кремль это знает. Президент США Джо Байден может заявлять о своей непоколебимой поддержке территориального суверенитета и целостности Украины, но он опасается потенциального конфликта с Россией.
Окруженный российскими войсками президент Зеленский понимает, что повторный захват восточного Донбасса, часть которого удерживают сепаратисты, — это выдача желаемого за действительное, как и любая крупномасштабная борьба с могущественным восточным соседом.
Конечно, трудно понять, во что играет Россия, но она, похоже, готова к долгой игре. Силовая дипломатия с целью добиться уступок в переговорах по Донбассу — впечатляющая демонстрация военной мощи новой администрации США, которую следует принять к сведению, в то время как фактическая аннексия сепаратистских регионов Украины идет полным ходом.
По данным российского государственного информационного агентства РИА Новости, 420 тысяч человек в Донецкой и Луганской народных республиках уже получили российские паспорта. Россия стремится к миллиону [новых граждан] к парламентским выборам в сентябре этого года.
«Это унификация их законодательства с российским, обеспечение российской вакциной, паспортами. Это не значит, что Россия хочет их аннексировать, — сказал Максим Саморуков из Московского института Карнеги. — По крайней мере, в ближайшем будущем».
Президент Путин заявил, что возвращение украинских войск в сепаратистских регионах на границу с Россией может привести к резне по типу Сребреницы — в 1995 году геноциду со стороны боснийских сербов подверглись более 8 тысяч боснийских мусульман.
Дмитрий Козак, представитель России на переговорах по Украине, пригрозил, что нападение Украины на Донбасс превратится в самострел — «выстрелом себе не в ногу, а в висок». «Если там будет устроена Сребреница, вынуждены будем встать на защиту», — сказал он. Резкая риторика под стать агрессивной демонстрации военной мощи.
И все это в интересах сдерживания? Возможно. Но это также указывает на то, что восемь лет санкций едва ли удержали Россию от того, чтобы по крайней мере напрячь свои мускулы, если не больше.