Высокоинфекционный почвенный гриб угрожает банану. Особая опасность нависла над самым распространенным коммерческим сортом. Ситуация усугубляется тем, что зараженная почва выпадает из оборота на десятилетия. Но сейчас компания с миллионным оборотом собирается спасти любимый всеми фрукт.
Он считается первым продуктом глобализации и основой огромного бизнеса — речь о банане. Когда в конце XIX века первые желтые фрукты погрузили в Южной Америке на суда и повезли на север, никто не думал, что и через 130 лет бананы будут самым продаваемым фруктом на планете. Сегодня мировой объем продаж бананов оценивается в 30 миллиардов евро.
Странам-производителям бананы обеспечивают сотни тысяч рабочих мест, в странах-потребителях их высоко ценят как продукт здорового питания. Жители Германии потребляют в год почти 11 килограммов бананов на человека, что делает их вторым по популярности фруктом после яблок.
Но скоро эта история успеха может закончиться. С тех пор как более четверти века назад на Тайване впервые было обнаружено заболевание растений Tropical Race 4 (TR4), его возбудитель — высокоинфекционный гриб — стал быстро распространяться сначала по Азии, а затем по Австралии. В 2016 году его обнаружили в Африке и Пакистане. А в 2019 году случилось то, чего опасались все: TR4 добрался до Южной Америки, главного места выращивания бананов для мировой торговли и самого важного — причем с большим отрывом — региона-поставщика бананов для Германии.
«Эта болезнь нависла как дамоклов меч над немецким рынком», — говорит Урсула Шокемёле (Ursula Schockemöhle), эксперт по фруктам в маркетинговой компании AMI. По ее словам, в Колумбии и Гондурасе уже закрылись первые плантации. Средства для удаления живучих спор из почвы пока нет. Гриб не боится химикатов. Это означает, что пораженные площади будут выведены из оборота — как правило, это делается на 30-40 лет.
Но все же надежда есть. После того как австралийский биотехнолог Джеймс Дейл (James Dale) вывел генетически модифицированный вариант основного коммерческого сорта Cavendish, невосприимчивый в TR4, к делу подключился крупный бизнес с его деньгами. Его цель — помочь сделать следующий шаг, то есть разработать невосприимчивый к болезни, но не генно-модифицированный сорт.
В финансировании многомиллионного научного проекта хочет поучаствовать американский фруктовый концерн Fresh Del Monte через свою швейцарскую дочернюю фирму. Партнеры сообщили об этом в феврале. Ученые намерены использовать так называемые «генетические ножницы» Crispr/Cas, заявил Дейл, профессор Технологического университета Квинсленда. В прошлом году этот метод был удостоен Нобелевской премии по химии.
От 1,30 до 1,90 евро за килограмм бананов
Но на разработку невосприимчивых к болезни сортов уйдут годы. Живущий в почве гриб (Fusarium oxysporum f. sp. Cubense) ослабляет капиллярную систему растения и не дает ему поглощать влагу и питательные вещества. Из-за этого растение как бы иссыхает изнутри.
При этом возбудитель поражает преимущественно именно сорт Cavendish, на который приходится 95% мировой торговли бананами и 99% их импорта в Германию. Если гриб обнаруживают, то эксперты советуют уничтожать все растения на большой площади и соблюдать строгий карантин. Даже небольшой комочек инфицированной почвы на сапогах фермера может привести к распространению спор. Они также разносятся при наводнениях или животными.
Несмотря на серьезную угрозу для производства, розничные цены на бананы в Германии остаются на удивление стабильными. За один килограмм органических бананов в среднем просят 1,90 евро, за обычный товар — от 1,30 до 1,40 евро.
Падение цены, наметившееся в последние годы, остановилось, сейчас цены практически не меняются. По словам Шокемёле, причина такой стабильности в том, что производители в Южной и Центральной Америке относительно хорошо контролируют распространение заболевания.
Вторая причина заключается в значении желтого фрукта для потребителя. Бананы — один из основных продуктов в розничной торговле. Каждый потребитель знает цены на него и сравнивает их. Это и не дает возможности сильно повышать цены.
Вдобавок сроки действия контрактов между супермаркетами и поставщиками увеличились, поэтому рост цен на рынке замедляется. Если раньше договоры заключались преимущественно на три месяца, то теперь нередки контракты на полгода, а то и на год.
Возбудитель болезни еще и потому так легко распространяется, что поражаемые им растения передают друг другу одни и те же гены. Мужские цветки банановой пальмы стерильны, а женские образуют плоды без опыления. Cavendish размножается неполовым путем через отростки.
Так что каждое растение этого сорта генетически идентично другим, на каком бы континенте оно ни росло. «Плохое усугубляется очень плохим, если клоны растения соединяются с клонами возбудителя», — так озаглавил нидерландский исследователь Герт Кема (Gert Kema) свою статью в научном журнале Plos Pathogens.
Кема, доцент университета Вагенингена, значительно продвинулся в своих исследованиях средств борьбы с грибом. В сентябре прошлого года нидерландско-индонезийская группа ученых во главе с Кемой сообщила, что смогла прояснить генетические причины невосприимчивости к смертоносному грибу у другого сорта банана — Musa acuminata. «Эти данные помогут при селекции новых сортов бананов, невосприимчивых к фузариозному увяданию», — уверены ученые.
Но, скорее всего, сейчас уже стало одной возможностью меньше: в дикой природе не найдешь столь же урожайный и подходящий для экспорта неоткрытый сорт, как Cavendish. Плоды этого сорта можно собирать зелеными, чтобы они дозревали в пути или на складах страны-потребителя, а на прилавки магазинов попадали уже аппетитно желтыми.
До сих пор такого эффекта удалось добиться только однажды. В 1960-е годы на мировом рынке доминировал не Cavendish, а сорт под названием Gros Michel — лучшая альтернатива современному сорту. Плоды Gros Michel были крупнее, слаще, ароматнее и легче чистились, чем Cavendish. Но затем сорт был поражен TR1 — близким к TR4 заболеванием. Сегодня бананов Gros Michel практически нет.
В прошлом году главные страны — поставщики бананов в Германию Эквадор, Колумбия и Коста-Рика поставили значительно меньше плодов, чем в 2019 году. Для этого было много причин, среди которых TR4 играл лишь второстепенную роль. В значительно большей степени производство и транспортировка пострадали от ураганов в Южной и Центральной Америке, а к этому прибавился еще и недостаток рабочей силы, связанный с коронавирусом.
Но зато Доминиканская республика увеличила поставки почти на 17%, подняв свой экспорт до уровня 100 тысяч тонн. Причина кроется в растущей любви немцев к био-бананам. Правда, к категории биопродуктов относятся лишь 9% ввезенных бананов, зато на Доминиканскую республику приходится половина из них.
В целом доля биоплодов в доминиканском производстве составляет приблизительно 80%. Значение таких бананов растет в Германии вот уже несколько лет. Тренд, вероятно, сохранится в обозримом будущем, если гриб не окажется быстрее и не вынудит банановых фермеров уничтожать инфицированные пальмы.
Помимо Cavendish, TR4 угрожает и другим местным сортам. А их очень много — есть синие, оранжевые и красные плоды разных размеров и вкусовых оттенков. Большинство их них употребляются непосредственно в странах-производителях.
Во многих экваториальных странах Азии, Африки и Америки столовые и дикие бананы играют в повседневном питании людей ту же роль, что картофель или рис у нас. Лишь 15% мирового урожая бананов, который оценивается в 114 миллионов тонн в год, идет на экспорт.
«Если учесть, что население Земли составляет более 7 миллиардов человек, то увеличение потребности растущего населения развивающихся стран в продуктах питания — главная причина роста производства бананов», — считает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
Если оно окажется под угрозой, то это население лишится не просто вкусного, но в принципе заменимого фрукта, а одного из основных продуктов питания. Вот почему так важны успехи ученых в борьбе с этим грибным заболеванием бананов.