Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Революция в международном налоговом праве: США начинают глобальную налоговую реформу (Handelsblatt, Германия)

Правительство США намерено изменить налогообложение транснациональных концернов и таким образом положить конец международному налоговому демпингу. Однако оно выдвигает несколько условий

Денежные купюры - ИноСМИ, 1920, 13.04.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правительство США выступило инициатором глобальной налоговой реформы. Оно хочет изменить налогообложение транснациональных концернов и прекратить фатальную всемирную гонку за снижение корпоративных налогов. Корпорации больше не смогут экономить на налогах, и офшоры их не спасут. Но есть и препятствия.

Президент США Джо Байден дал импульс к изменению глобальной налоговой политики. «Мировому демпинговому соперничеству должен быть положен конец» — так озаглавлен документ министерства финансов США, в котором в общих чертах изложены налоговые планы президента.

Там сказано, что в прошедшие два десятилетия Соединенные Штаты в ходе разрушительной конкуренции постоянно снижали корпоративные налоги. Теперь этому будет положен конец. Министерство финансов разослало документ другим государствам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Текст документ имеется в редакции газеты «Хандельсблатт».

Этим шагом правительство США не только подтверждает свою поддержку введению минимальной мировой ставки корпоративного налога, которая, согласно документу, должна составлять 21%. Оно заявляет также о готовности по-новому организовать распределение глобальных налоговых поступлений.

Согласно этому плану, налогообложение транснациональных компаний будет частично ориентироваться на товарооборот в той или иной стране. В будущем это не позволит компаниям прибедняться и практически не платить налогов в стране, хотя там они хорошо зарабатывают.

«У нас есть исторический шанс предпринять решительные шаги против налогового демпинга и прекратить фатальную глобальную гонку за самые низкие корпоративные налоги, — сказал министр финансов Германии Олаф Шольц (Olaf Scholz) в интервью „Хандельсблатт". — Если нам это удастся, а все шансы на то есть, это станет революцией в международном налоговом праве».

Шольц, так же как и Байден, считает, что мир стоит на пороге смены тренда. «В результате пользу получат все государства, потому что неудержимая гонка снижения налогов везде наносит большой вред», — говорит министр. Десятилетиями государства, стремясь заполучить к себе компании-производителей, снижали корпоративные налоги. Если средняя ставка корпоративного налога в государствах ОЭСР в 1980 году еще составляла 45%, то сорок лет спустя она уменьшилась практически вдвое и находится сейчас на уровне 23,3%.

Новое правительство США хочет поднять корпоративные налоги

Но, судя по всему, теперь положение изменится. Новое правительство США намерено значительно повысить корпоративные налоги — с 21 до 28%. Планы внутри страны должны подкрепляться и действиями за рубежом. «Если достаточное число больших экономик примут решение о введении минимального корпоративного налога, то налоговое соперничество может остаться в прошлом», — пишет министерство финансов США в отчете, который в четверг обсуждался в ОЭСР.

Документ из Вашингтона дает новый импульс переговорам, которые в настоящее время ведутся государствами G20 и ОЭСР. «Предложения США — шаг в правильном направлении, — говорит Шольц. — Поддержка американцев дает нам солидный толчок. Но, конечно, предстоит сделать еще очень многое. Нужно прояснить важные детали».

Последнее замечание министр финансов сделал неспроста. Он знает, как трудно иногда продвигаются переговоры. Ведь именно он вместе с французским коллегой Бруно Ле Мэром (Bruno Le Maire) три года назад выдвинул идею о введении глобального минимального налога.

Много лет транснациональным концернам удавалось масштабно экономить на налогах. Для этого они переносили прибыли из стран с высокими налогами в государства, где налоги низкие, или же сразу в налоговые оазисы. На одних только Багамах временами регистрировались доходы корпораций, исчисляющиеся триллионами долларов.

Особенно активно этой легальной формой переноса прибылей пользуются американские концерны — во всяком случае, так было до последней налоговой реформы. Это давало им возможность сводит налоговую нагрузку за границей фактически к нулю. Таким методом снижения налогов пользовались и концерны других стран. Согласно экспертным оценкам, из-за подобных налоговых трюков промышленные страны недополучают сотни миллиардов.

Но цель планируемой ОЭСР реформы — не только положить конец этим налоговым трюкам. Благодаря реформе должны быть по-новому распределены и глобальные налоговые доходы между государствами. Это делает документ американского министерства финансов особенно примечательным. Саму идею о минимальном налоге правительство Дональда Трампа не отвергало. Но все, что относилось к распределению налоговых доходов, наталкивалось на сопротивление Вашингтона. Там опасались, что другие государства будут стремиться прежде всего к тому, чтобы заполучить долю доходов таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Amazon.

Теперь же правительство США своей инициативой дает понять, что готово к компромиссу, однако при одном условии: новые правила будут распространяться на все крупные компании с определенным оборотом, а не только на цифровые концерны.

«Стремление к многосторонним решениям»

«Мы положительно относимся к предложению США, — говорит эксперт ОЭСР Ахим Просс (Achim Pross). — Оно свидетельствует о стремлении к многосторонним решениям, включает в себя большие цифровые компании. Оно простое и прагматичное, оно не нацелено на отдельные бизнес-модели, а опирается скорее на легкодоступные финансовые данные».

До сих пор компании платили налоги там, где были зарегистрированы их штаб-квартиры. Поэтому, например, самый крупный автопроизводитель Германии Volkswagen платит налоги преимущественно в Германии. В будущем при налогообложении предприятия значительную роль будет играть и место, где оно получает доходы, а также их размер. В случае с VW, например, это означает, что концерн в будущем будет платить больше налогов в Китае, потому что Народная республика является для концерна важным рынком сбыта.

С другой стороны, это означает также, что VW будет платить меньше налогов в Германии. Вопрос, не нанесет ли новая реформа ущерб немецкой казне, спорный. Об этом предостерегают промышленные союзы. По их оценкам, в казне Германии из-за нового глобального перераспределения налогов ежегодно будут недосчитываться миллиардов евро.

Однако исследование, проведенное мюнхенским Институтом экономических исследований по заказу федерального министерства финансов, пришло к другому выводу. Благодаря новой практике глобального налогообложения Германия сможет — в зависимости от деталей — выйти на дополнительные прибыли или же на недополучение прибыли в крайне незначительных размерах.

Немецкая экономика сможет смириться с лимитированием оборотов

Это относится, по первым оценкам федерального правительства, и к предложению, представленному США в четверг. Из-за высоких оборотных лимитов многие компании будут продолжать платить налоги в Германии. В мировом масштабе новые планы затронут лишь 100 концернов. Потери больших концернов могут компенсироваться дополнительными доходами от Google и ему подобных, если все члены ОЭСР примут одну модель налогообложения.

Немецкая экономика сможет смириться с лимитированием оборотов. «Это значительно упростит дело», — говорит Моника Вюннеман (Monika Wünnemann), эксперт по налогам в Федеральном союзе немецкой промышленности. До этого обсуждалась возможность разграничить обычные и цифровые компании.

Многие опасаются, что при разграничении компаний могут возникнуть большие проблемы. Вюннеман называет одно из условий: если вводится налогообложение по стандартам ОЭСР, то цифровые налоги, которые, например, существуют во Франции, следует отменить. И ЕС также придется отказаться от соответствующих планов.

Тем не менее планы ОЭСР таят в себе определенные риски для Германии. Довольно значительное недополучение прибыли для немецкой казны может возникнуть из-за введения глобального минимального корпоративного налога, то есть именно из-за той части реформы, за которую Шольц ратовал особенно рьяно.

Минимальный налог в 21%

В принципе глобальный минимальный корпоративный налог приветствуется всеми сторонами. Он свел бы на «нет» бизнес-модель стран с низким налогообложением и побудил бы компании по всему миру в достаточной мере участвовать в финансировании государств. В двух словах, это работало бы так: если концерн в какой-либо стране платит меньше минимального налога, то в своей родной стране ему придется выплачивать разницу.

Сначала в ходе переговоров о минимальном корпоративном налоге речь шла о сумме от 12,5 до 15%. Но правительство США в своем документе сразу предлагает ставку в 21%. Это может иметь не только преимущества. Чем выше будет минимальный налог, тем больше и опасность, что не все страны введут его у себя. «Минимальный корпоративный налог будет работать только в том случае, если его введут все страны», — говорит Надин Ридель (Nadine Riedel), профессор Института экономической политики (Мюнстер) и специалист по налогообложению.

В то же время минимальный налог должен быть достаточно высоким, ведь иначе он не сможет противодействовать конкуренции стран, борющихся между собой с помощью налогов за мобильный капитал и мобильные прибыли. «Ставка в 21%, предложенная министром финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen), положит этой конкуренции конец, потому что разница будет налицо», — считает Ридель.

Вот только тенденция к снижению налогов в мире и при 21% никуда не денется. При минимальном налоге такой величины может возникнуть отток производства — как минимум из тех стран, где корпоративные налоги значительно выше. В первую очередь это касается Германии. Весьма вероятно, что следующему правительству ФРГ придется принимать соответствующие меры.

«Германии необходимо хотя бы немного приблизиться к минимальному мировому налогу и снизить свои корпоративные налоги. Иначе есть угроза бегства компаний в другие страны», — убежден Фридрих Хайнеман (Friedrich Heinemann), эксперт Центра экономических исследований имени Лейбница.

Не исключено, что следующий министр финансов будет злиться на активность своего предшественника в деле с минимальным налогом. Хайнеман говорит: «Германия может стать жертвой собственных успехов и будет вынуждена снизить корпоративные налоги».